Я не пропал, я переехал в телегу. Практически уже насовсем. Но кое-что интересное у меня намечается, поэтому пишу тут. Может быть, тут ещё есть кто-то, кому такое нужно.
В общем, я тут сварганила курс писательского мастерства, нацеленный на текст. Мы не будем говорить о структуре сюжета, о мотивациях персонажей итп. Мы будем говорить о том, как сделать текст такого качества, чтобы создать погружение читателя в то кино, которое у вас в голове. Чтобы читатель смотрел такое же кино в своей голове.
- Мы тут из вас писателей не делаем! Ишь, чо удумала! - визгливо
отчитывала меня замдекана, когда узнала, что у меня уже книжка в
печать готовится, а прогулянные пары я у нее еще не отработала. Я
стояла, виновато потупив взгляд, в крохотной комнатенке два на три
метра, в которую втиснулся весь производственный цех деканата
филологического факультета. Косые шкафы из лакированной ДСП
подпирали преподавательские столы, заваленные неаккуратными
стопками семестровых работ. По углам столов неуклюже кренились
столпы копировальной техники - не уверена, что можно ставить
принтер сверху на ксерокс, но как-то все это у них там работало. В
уголке, у открытого настежь окна, сидела секретарша, уныло что-то
выстукивая по клавиатуре. Время от времени тяжело вздыхала и
обмахивалась самодельным веером из чьих-то методичек. Старенький
подвесной вентилятор неторопливо и плавно нарезал стоячий душный
воздух кабинета, ничуть не спасая от тридцатиградусной жары. Я
бросила на секретаршу косой взгляд: она смотрела наш спектакль, как
бразильский сериал. Захотелось даже сунуть ей в руку пакет попкорну.
Но попкорна у меня с собой не оказалось.
- Ну а что такого в том, что я хочу стать писателем? - выдавила я, не
поднимая глаз от цветастой кофты замдекана. Эх! А в голове это звучало
куда лучше. Она нависла надо мной, как коршун, выставила вперед
кисть с оттопыренным указательным пальцем и так энергично
затряслась, что задрожали уродские цветочные завитушки на кофте и
даже химические кудри у нее на голове.
- Ишь! Писательница! Возомнила тут из себя! Ишь!
Она плевалась словами так, словно моя мечта стать писательницей,
которую я в тот момент как раз и воплощала, была чем-то постыдным, о
чем и вслух-то сказать нельзя. Это ее “ишь, возомнила!” преследовало
меня потом долгие годы и напоминало о себе, когда в том же году вышел
первый том книги, а следом за ним - второй. Когда распродали тираж. И
много позже, когда я отметила двадцатилетний преподавательский
юбилей.
Я ведь очень давно учу людей писать. Правда, по-английски, и, в
основном, для учебы и экзаменов. В академическом письме важно
сделать четкий план и хорошо его отработать. А душа-то просит
литературы! Мне бы туда - где дикие метафоры и спонтанная игривость
ассоциаций рождают управляемый транс, который художественный
текст вызывает у читателя. Я про это вот - про дыхание строк и
мелодичную текучесть предложений, что ведут его по мрачным
лабиринтам моей фантазии, в лес, в самую чащу. А иногда - по
настроению - спеленать ремнями и - в ракету, в самый космос! Разве не
магия?
Замдекана бы моя, конечно, согласилась. Но на эту магию, по ее
разумению, право имеют только избранные, так сказать, небожители.
Толстой там, Кафка - вот эти ребята. А если ты, например, Вася Бубликов
из соседнего подъезда и пишешь рассказы, то ты - по определению
графоман, и на великое звание “писателя” не замахивайся, понял?
Жаль, многие годы я тоже примерно так думала. Куда мне, грешной?
Думать-то думала, а писать не переставала и навык потихоньку
оттачивала. А этим летом попала в совершенно волшебное место - на
курс голливудского поэта Джека Грейпса, который перевернул мое
отношение к любимому делу.
Много кто хочет написать книгу. Интернет изобилует советами на этот
счет. Сначала, придумайте идею. О чем вообще вы хотите сообщить
людям? Продумайте мир вашей книги. Реальный он или
фантастический? По каким законам живет? Какая политическая
система, сколько партий участвуют в выборах? Есть ли эти выборы
вообще, или там просто ИИ все за всех решает? Ну, вы поняли. Далее,
возьмите персонажей, продумайте каждую деталь, а еще лучше -
заполните на каждого character sheet, где распишите все его привычки,
какую газировку он пьет, какие сигареты курит, аккуратно ли паркует
машину - какой марки кстати - и как его за глаза называют друзья. На
друзей тоже анкетки заполните...
Предположим, вы все это сделали, заготовили материала выше крыши,
и вот настает час “ИКС”. Вы садитесь перед монитором, открываете
новый документ, и... Перед вами чистый лист. Минута проходит, другая.
Ступор. Вы идете на кухню, наливаете себе чайку, потом снова садитесь
за работу. Печатаете несколько абзацев, перечитываете их и...
постойте-ка, это ведь совсем не та картинка. А в голове все было лучше.
Так бывает, потому что слишком огромное значение придается у нас
продумыванию идеи, построению сюжетных веток и мотиваций.
Конечно, все это важно. Необходимо даже. Только это не поможет
написать воздействующий текст, вызвать у читателя нужную эмоцию,
сделать так, чтобы, читая вашу книгу, он смотрел то же самое “кино”,
что и вы. А кино это создается с помощью слов. Фраз. Предложений. У
текста - свои законы и принципы. Своя эстетика и эмоциональная
полнота.
Уметь писать погружающий, глубокоэмоциональный текст настолько
же важно, как продумывать сюжет. Но почему-то именно этому -
ключевому, кстати, - навыку в нашей культуре традиционно уделяется
очень мало внимания. Считается, что у тебя либо есть талант - и тогда
ты как-то сам, как-то сам, либо ну что... графоман, он и в Африке
графоман. “Ишь! Возомнила!”
Окончив курс у Джека Грейпса, я поняла, что чушь это все. Способность
писать хороший художественный текст - это набор техник, которыми вы
владеете и которые умеете применять там, где это уместно. Транс, в
который вы вводите читателя, управляется определенной технологией,
и технологию эту можно взять и освоить. А потом отточить навык до
состояния, близкого к совершенству. Простым повторением. Каждый
день вы садитесь и пишете две страницы в дневник, фокусируясь на том
или ином упражнении. Каждый день ваша “писательская мышца”
становится сильнее.
Преставьте, что вы собираетесь написать картину. Как бы детально вы
ни продумали в голове идею, содержание, плановость, колористику - вы
никогда в жизни не напишете картину без холста, кистей и красок.
Точно так же дела обстоят с художкой: техники создания погружающего
текста - вот ваши кисти и краски. И, отработав движения руки, способ
наложения мазка, смешивания красок десятки и сотни раз, вы будете с
легкостью управлять трансом читателя, отправляя его сознание туда,
куда вам нужно.
Сегодня я приглашаю вас в “Мастерскую” - 8-недельный курс для
писателей. Мы будем писать текст, который захватит сознание читателя
и погрузит его в приключение, которое вы приготовили. Будем писать
текст, который закинет читателя “в шкуру” ваших персонажей, заставит
плакать и смеяться вместе с ними, забыв о соцсеточках. Текст, который
остужает чай: ну, знаете, чувак залил пакетик кипятком, взял вашу
книгу, начал читать - бац - чай остыл. Такой текст будем писать.
На первом уровне курса мы освоим техники, используя которые, вы:
* найдете свой глубокий голос повествователя* откроете путь к личному
уникальному стилю в прозе
* будете писать текст с кинематографическим эффектом
* наполните ваш текст эмоциями, которые читатель почувствует
* выработаете здоровую привычку писать, не ожидая прихода “музы”
План занятий:
Неделя 1. Концепт 1. Пиши так, как говоришь
Неделя 2. Концепт 2. Строка трансформации
Неделя 3. Структурные элемент прозы: “баланс стихий”
Неделя 4. Show vs. Tell. Передача эмоции. Лексические и синтаксические принципы
Неделя 5. Создание кинематографического эффекта: замедление/ускорение действия
Неделя 6. Создание кинематографического эффекта: Концепт 3. Момент-Картинка. Нескучные описания.
Неделя 7. Создание кинематографического эффекта. Продуманный подбор элементов в Моменте-Картинке.
Неделя 8. Выпускной. Подводим итоги.
Курс практический, с обратной связью.
Стоимость - 16 тысяч за 8 занятий и сопровождение в учебной группе в telegram.
Осталось 4 места.