Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#201 2023-08-27 19:45:15

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Сказку №361 отретконили до полного хэппиэнда для всех)

#202 2023-08-27 19:53:22

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Публика закричала «ура», тем и кончилось.

Тоже прям захотелось закричать "ура" и бросить в воздух чепчик-другой.  :lol: И вновь спасибо, ТС!  :heart: Эту сказку я вообще ни в каком виде прежде не встречал, а она вон какая прикольная и полная вот-это-поворотов. Кажется, на моей памяти это первый случай, когда ГГ меркантильный-алчный и лавинтерест у него такой же - и оба получают хэппи-энд, типа "и жили они дорохо-бохато и счастливо". Забавно и то, что у автора американцы по роли так сближаются с чертями и вообще чуть ли не за всю нечисть отдуваются: змейка, помнится, тоже в первоисточнике оказалась не змеиного царя дочь, а заскучавшая богатая американка. Впору целый типаж выводить, наподобие ОЯШей, только не обычных, не японских и не школьников. ЗБА - Заскучавший Богатый Американец (или Американка), во!

#203 2023-08-27 20:17:37

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

"Пронька Грезной"

Мультфильм есть по ней:

Скрытый текст

Его режиссер несколько мультфильмов снял по сказкам Шергина и, кажется, Писахова тоже.

#204 2023-08-27 21:02:50

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Следующая сказка в сборнике веселая, но прям сквичная.

Называется она "Пронька Грезной", и является вариацией сказки №361

Скрытый текст

Эпично, смешно и упорото)) спасибо за пересказ, анончик)))

#205 2023-08-28 15:10:27

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Его режиссер несколько мультфильмов снял по сказкам Шергина и, кажется, Писахова тоже.

Да, это та же команда, которая делала цикл "Смех и горе у Бела моря", в котором четыре мультфильма по произведениям Писахова, а два - по Шергину. Там не только тот же режиссер - Леонид Носырев, но и автор сценария - Юрий Коваль, и на озвучке Евгений Леонов.

Но мне этот мультфильм не очень нравится, в отличие от "Смеха и горя", который идеален чуть более, чем полностью.

По Шергину, на самом деле, немало экранизаций, я потом по ним как-нибудь отдельно, наверное, напишу, для памяти (по Писахову меньше, по ним тоже, наверное, напишу, хех).

#206 2023-08-28 15:22:03

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Короче, Архангельск читающий.

"Архангельскъ", №192 от 28 августа 1913 года
Библиотекой выписывается 10 столичных и местных журналов и 4 газеты.

А вот тут, например, можно этот самый детский журнал "Мирок" заценить, предлагаемый библиотекой вниманию школотронов. Ну, может, в губернской выбор побогаче был.

#207 2023-08-28 15:41:48

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

читальное зало

Ух ты, впервые такую форму вижу!

#208 2023-08-28 15:52:00

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Ух ты, впервые такую форму вижу!

Честно говоря, в этом номере газеты много странной хрени творится в смысле текста, и я подозреваю, что это не форма, а либо корректор в отпуск ушел, либо они с наборщиком вместе забухали. :heh:

#209 2023-08-28 15:53:30

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

и я подозреваю, что это не форма, а либо корректор в отпуск ушел, либо они с наборщиком вместе забухали.

Не, я в словаре Ушакова нашёл это слово, помеченное, как устаревшее.

#210 2023-08-28 19:15:00

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Еще одна сказка Шергина, пока я не потерялся. Называется "Варвара Ивановна".

Варвара Ивановна - это прототип strong female character, которая никогда не позволит никому себе указывать и всегда готова высказать свое мнение:

Она и рожалась, дак поперек ехала.

Приведу несколько слайдов, чтобы продемонстрировать прямой характер и суровый нрав этой достойной во всех отношениях дамы, чтобы аноны могли составить свое впечатление, а не полагаться на меня и Шергина.

Отношения с супругом:

— Варя, испекла бы пирожка.
— Не стоишь, вор, пирогов.

— Сегодня сватья на именины звала. Я сказал — не придем.
— Нет, хам, придем. Собирайся!

Отношения с обществом:

— Варя, позволь познакомить. Вот наш почтеннейший начальник.
— Почтеннейший?.. А по виду дак жулик, казнокрад.

— Варвара Ивановна, отведайте пирожка, все хвалят.
— Все хвалят, а я плюю в твой пирог.

Боги, как же красиво звучит, прямо хоть на аватарку бери и иди в какой-нибудь тред, где кино обсуждают или фички с Фандомной битвы.

Патриархальный супруг Варвары Ивановны не очень уютно себя чувствует в компании такой волевой личности и ищет способы укротить строптивую жену:

Запехать разве мне ей на службу. Может, шелкова бы стала?

Но прогрессивная Варвара считает, что работа для человека, а не человек для работы, поэтому и на службе выбивает себе гибкий график:

Ежели праздник и все закрыто, дак Варвара в те дни черным ходом в учрежденье залезет и одна до ночи сидит, служит, пишет да считат.

А ежели объявят:

— Варвара Ивановна, эта вся будет спешна неделя. Пожалуйста, без опозданиев...

Дак Варвара всю эту неделю назло дома лежит.

Как вы понимаете, всё вышесказанное - это уже моя современная трактовка, а в самой сказке страдающий муж Варвары Ивановны, Якунька, который и является главным героем истории, разрабатывает план, заманивает жену за город за смородиной...

— Хотя ноне и лето, ты, Варвара, за город ни шагу!
— Завтра же с утра отправимся! И ты, мучитель, со мной.

...и не без грусти в душе топит в навозной яме.

Дальнейшее развитие событий угадают аноны, увлекающиеся трукраймом. В более-менее цивилизованном обществе непросто избавиться от человека так, чтобы этого никто не заметил:

Однако соседи вскоре заудивлялись, почему из Варвариной квартиры ни крыку, ни драки не слыхать. Донесли в участок, что не на кирпич ли даму пережгли, боле не орет.

Собственно, отсюда и начинается основной сюжет, все предыдущее - это история становления героя. Якунька, оробев от перспективы присесть в тюрьму за убийство жены, решается вытащить её из ямы; однако, вместо Варвары Ивановны по веревке на свет божий выбирается маленькая стремная НЁХ.

Я Митроба, по-деревенски Икота. Мы этта в грезной ямы хранились, митробы, иппузории. Свадьбы рядили, сами собой плодились. И вдруг эта Варвара на нас сверху пала, всех притоптала, передавила. Папиросу жорет, я с табаку угорела.

Тут надо сделать этнографическое пояснение, что на территории Русского Севера, а также в районе Урала "икота" - это альтернативное название кликушества, т.е. нервного заболевания, преимущественно женского, выражающегося "в судорожных припадках, выкриках, причитаниях, взвизгиваниях, бурной жестикуляции". В селах и деревнях, где было так себе с медициной и научной картиной мира, обычно считалось, что икота - это разновидность порчи, и эту порчу наводят, запуская внутрь человека маленького зверька или гада (мышь, ящерицу, лягушку, вот это всё).

В сказке Шергина используется женский грамматический род, но вообще в народных верованиях у русских икота - создание исключительно мужского пола. А вот у коми (как вы понимаете, я сейчас пересказываю содержание рандомной статьи) аналог икоты - шева - может быть как женского, так и мужского пола.

Короче, Митроба предлагает Якуньке не спасать жену, а бежать в Москву, где они смогут реализовать хитрый план: митроба будет, как ей и положено, заселяться в женщин, причем побогаче, а Якунька под видом - вы не поверите, но американского врача - выгонять её из женщин за большие деньги.

Итак, жить с Варварой Ивановной, у которой от приключений в яме явно не улучшились характер и настроение, или уехать в Москву и там разводить столичных жен олигархов на бабки? Выбор очевиден:

Идет! Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!

Первая жертва:

Мимо дама идет, красива, полна, в мехах. Идет и виноград немытый чавкат. Митроба на виноград села, барына ей и съела.

И еще много других жертв, при помощи которых Якунька набивает себе карманы сторублевками. Однако со временем в отношениях двух сообщников намечается разлад, так как Митробе надоела жизнь на чемоданах и постоянный стресс от переездов:

Ну, черт с тобой! Этта ешше хватай, наживайся! А далеша! Я присмотрела себе подходяшшу особу, в благотворительном комитете председательшу. В ей зайду, подоле посижу. Ты меня не ходи гонять. А то я тебя, знахаря-шарлатана, под суд подведу.

И действительно заселяется в председательницу благотворительного комитета:

Даму зарозбирало, бумагами, чернильницами зачала на людей свистать. Увезли домой, спешно узнают, кто по эким болезням.

Якунька, соблюдая условия договора с Митробой, отказывается от приглашения в дом председательницы; и по делу больной собирают консилиум врачей: психолог-эзотерик, гельминтолог и ортопед:

Науке известны такие факты. Есь подлы люди. Наведут, дак в час свернет.

Пушшай бы больна селедку-другую съела да сутки бы не попила, он бы сам вышел. Лиситер полдела выжить.

Вот бабка Палага, дак хоть с торокана младень — и то на девицу доказать может.

(нет, я тоже не знаю, что происходит в последнем предложении)

Так что, как можно было предположить, в итоге все равно Якуньке приходится браться за излечение болезни. Поскольку отныне он не может договариваться с Митробой по-хорошему, он разрабатывает еще один хитрый план: поручает родственникам больной собрать массовку под окнами дома, которые бы единым фронтом в означенный момент грянули бы:

Варвара Иванна пришла! Варвара Иванна пришла!

И действительно, перепуганная до чертиков икота вылетает из больной и, по указанию Якуньки, прячется обратно в навозную яму - тот заверяет (врет, конечно), что приехавшая в Москву дражайшая супруга туда уже никогда не вернется.

Ну, там Варваре опять в лапы попала. А Якунька, деляга, умница, снова, значит, заработал на табачишко...

Мораль у этой истории не знаю какая, мойте овощи, ягоды и фрукты перед употреблением в пищу, не водитесь с жуликами. :slow1:

#211 2023-08-28 20:07:38

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон, это прекрасно!  :heart: Митроба (как я понимаю, микроб), она же Икота - просто the best, Веном отдыхает   :lol:

#212 2023-08-28 21:57:25

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

   

Вот бабка Палага, дак хоть с торокана младень — и то на девицу доказать может.

(нет, я тоже не знаю, что происходит в последнем предложении)

Бабка Палага - гинеколог.) Или патологоанатом, изучающий последствия внебольничных абортов. Или судебный медэксперт.
Ортопед предполагает, что пациентка беременна либо больна по гинекологической части, и отказывается её лечить методом растирания спины. :)

Отредактировано (2023-08-28 22:01:57)

#213 2023-08-28 22:07:27

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Прям напомнило сказку про косую бабу, токма вместо икотки там чорт с дедом стакнулся на почве непереностимости дурного характера бабы

#214 2023-09-12 16:58:26

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

У нас же в Архангельске в прежние времена много улиц было поименовано по названиям стран или городов, с которыми шла торговля и всякие другие культурно-исторические связи были. Ну, много-немного, а с дюжину наберется. В моем личном топе, конечно, главная улица Соломбалы - ныне Советская, а раньше - Американская.

Но я думал до сегодняшнего дня, что их в 1920-е годы единым махом переименовали, а сегодня листал газеты за 1916-й год и нашел заметку.

"Архангельскъ", №203 от 13 сентября 1916 года
...«Гамбургской» - в «Назарьеву»...

Т.е. улица, носящие имена немецких городов, переиемновали в Первую мировую войну понятно по какой причине.

По Гамбургской и Прусской не нашел инфы ни по старым названиям, ни по новым, а Бременская и Любекская находились тоже в Соломбале. И Шотландская в Соломбале, и Английская тоже. И Норвежская еще, с Французской вместе.

Т.е. фактически это не у нас в Архангельске...

много улиц было поименовано по названиям стран или городов, с которыми шла торговля и всякие другие культурно-исторические связи были,

... а у них в Соломбале. Соломбала как поселение старше Архангельска примерно на век и до 1863-го года была отдельным населенным пунктом.

#215 2023-09-12 19:59:09

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Соломбала

Какое необычное название. И народная этимология забавная, про солому и бал)

#216 2023-09-13 14:51:37

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

И народная этимология забавная, про солому и бал)

Да она не народная, это, кажется, кто-то из литераторов вбросил и байка разошлась. Соломбала впервые в письменных источниках упоминается в 1417 году, т.е. за два с половиной века до появления Петра на свет. :)

Значение названия ищут в финно-угорских языках, самая распространенная версия, если мне память не изменяет, идет к словам "суоло" и "лопь", то ли в саамском, то ли в карельском языке. Типа "болотный остров", а окончание "-ла" - это индикатор топонима-поселения. Т.е. все вместе это "поселение на болотном острове" (ну, или островах).

Есть другие варианты, но слово "болото" практически во всех из них фигурирует.

С одной стороны, это странно, так как Соломбала не сказать, чтобы какая-то сильно болотистая, по сравнению с землями вокруг; с другой стороны, судя по описанию того самого письменного источника...

Скрытый текст

... то, что тогда называлось Соломбалой, могло быть по размерам гораздо больше, чем то, что сейчас носит это название.

#217 2023-09-13 15:33:19

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Да она не народная, это, кажется, кто-то из литераторов вбросил и байка разошлась.

А я нагуглил как народную. А оно вон как оказывается на самом деле. А ещё я узнал новые для себя слова "рядная" и "отцина", у последнего аж два значения есть: и вотчина в смысле наследства, и отчим в смысле неродной отец, последнее — это именно архангельский говор. Твой безблог очень образовательный))

#218 2023-10-22 12:28:42

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Губернатор Бибиков покидает гостеприимный Печорский край, напоследок излагая свое видение пятого его района - Колвинскую и Болбанскую волости (расположены вдоль реки Усы), населенные коми и оседлыми ненцами, причем...

самоедское население в колвинской волости совершенно озырянилось и, утеряв свой родной язык, говорит исключительно на языке зырянском.

Формально там есть еще территории с кочующими ненцами, но Бибиков пишет, что их вопросом займется в следующий раз...

... за недостатком времени и за полной невыясненностью самоедского вопроса в Архангельской губернии, где самоедское управление хотя и передано в ведение чиновников по крестьянским делам, но такое заведывание сводится к пустой формальности и ими не сделано ни одного шага к ознакомлению с самоедским вопросом в полном его объеме, начиная с юридического их права на обладание тундрой и кончая бытовой стороны кочевника.

Сложно всё, короче. К описанным волостям у губернатора есть две большие претензии. Население их живет скотоводством, ловлей рыбы и охотой, и, в частности, охота на крестоватиков и куропаток ведется настолько безалаберно, что с этим надо что-то делать, а то сердце кровью обливается.

С куропатками все просто - их просто ловят много, но ловят силками, и зачастую только ради шкурки, очень небольшое количество охотников употребляет мясо куропатки в пищу. Кроме того, при таком виде ловли огромная часть добычи пропадает - т.е. птица погибает зазря, так как силки засыпает снегом и промысловики их не отыскивают.

С крестоватиками сложнее. Крестоватик - это летнее обличье песца, когда его шкурка приобретает серый оттенок с характерным узором крестообразного вида. Вот такая вот милота, в общем:

крестоватик

В чем проблема? В том, что шкурка крестоватика продается за рубль, а шкурка песца в его обычном состоянии - от 15 до 25 рублей, но местное население не испытывает страданий по поводу недополученной прибыли радостно отлавливает крестоватиков, потому что рубль - он вот, прямо сейчас, а до зимы еще дожить надо. Не очень все хорошо в районе с долгосрочным планированием, в общем.

Поясняет на примере:

Манзадей пишет, что они впятером наловили в тундре из нор 105 крестоватиков. В стадии крестоватика 105 песцов стоят на месте 84 руб., в стадии же песца (зимнего пуха) они стоили бы, по нынешней цене, 2100 руб. Таким образом, пять человек сумели учинить дефицит на 2016 руб.

Кроме того, охотники истребляют еще и норников - это маленькие песцы, в том возрасте, когда они еще тусят в норе постоянно или большую часть времени. Вообще в тексте сказано, что это песец в возрасте до года, но вроде по современным источникам получается, что это месяцев до четырех-пяти.

Его вот, короче, истребляют.

норник

Я не очень понял, что именно происходит с норниками; вроде бы проблема в том, что их ловят на откорм и доращивание ( в самом удачном случае норник вырастает в голубого песца, шкура которого оценивается в 70-100 рублей), но по факту большинство добычи просто дохнет еще до того, как охотники приедут с охоты.

Из отчета уже упомянутого Антона Манзадея (это ненецкий охотник из села Колва) получается, что во время той же охоты они поймали 105 норников, из которых умерло во время обратного пути в Колву - 35 штук, а к зиме, вероятно, умрет еще штук 50. Все эти тяжелые экономические потери бьют губернатора Бибикова прямо в хозяйственное сердце, и он планирует вводить запреты и ужесточать контроль за их осуществлением.

Село Колва, кстати говоря, существует до сих пор и относится территориально к Усинскому району республики Коми, а из дореволюционных времен его существования сохранилась, между прочим, и фотография.

Скрытый текст

Далее в маршруте - Мезень, край моей любимой из всех видов северных росписей.

Назад в Архангельск, стало быть.

#219 2023-11-06 17:31:08

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Студентом-медиком везде и всегда быть тяжело, но за девочек школ при Архангельской больнице в начале XX века вообще обидно: пацанам стипендию платят, а им - не платят. :heh:

"Архангельскъ", №245 от 6 ноября 1909 года
...те из них, которые каждый день досыта обеспечены черным хлебом, считают себя вполне благополучными...

#220 2023-11-06 17:58:40

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Ого, какой интересный безблог я пропустил! Спасибо, что тут можно такое почитать!

#221 2023-11-06 20:58:17

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Ничоссе, так жалко девушек-учащихся... Вообще не представлял себе их реалии, оказывается. И стипендии нет, и за учёбу плати, и жить на что-то надо, и подработать негде/некогда.

#222 2023-11-06 21:08:21

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Ого, какой интересный безблог я пропустил! Спасибо, что тут можно такое почитать!

Спасибо на добром слове, анончик, разве что я пишу сейчас редко, так как в реале как только одна хуйня закончится, так немедленно подвозят другую, отвлекают от краеведения. :hanged:

Сходил, между прочим, пока день не закончился в вк-группу по истории города на предмет фоточек описанных в статье школ и учениц, и нашел! В очень плохом качестве фото воспитанниц акушерской школы, снимал Лейцингер в 1906 году.

Скрытый текст

А вот сама школа, т.е. больница Приказа общественного призрения, при которой школа состояла - их вместе с фельдшерской школой там учредили в 1876 году.

Скрытый текст

Там и сейчас больница, точнее одно из зданий центра платных медицинских услуг при главной городской больнице; анон в детстве в нем пару раз кровь сдавал на анализы, пока у нас "Инвитро" всякие не пооткрывались.

Отредактировано (2023-11-06 21:09:57)

#223 2023-11-06 21:16:07

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Ничоссе, так жалко девушек-учащихся... Вообще не представлял себе их реалии, оказывается. И стипендии нет, и за учёбу плати, и жить на что-то надо, и подработать негде/некогда.

Я думаю, они все равно где-то подрабатывали, так как если администрация школы не одобряла такую практику, значит, было что не одобрять; но все равно пиздец, особенно в сравнении с парнями - во всяком случае с теми, кому была положена стипендия. Интересно, почему такая разница была в подходе... Может, считалось, что акушерка по умолчанию потом будет заниматься частной практикой и зарабатывать бешеные бабки, поэтому пока что перетопчется, но фельдшерицы тоже без стипендий были. :heh:

#224 2023-11-06 21:26:53

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

за девочек школ при Архангельской больнице в начале XX века вообще обидно

Вроде и не удивлён, учитывая время, а вроде и странно: если уж дошли до выплаты стипендий, почему не платить их всем? Грустная история.

Анон пишет:

снимал Лейцингер

Обожаю твой безблог за то, что каждый раз узнаю что-то или кого-то нового :heart:

#225 2023-11-07 22:49:32

Анон

Re: Страх и ненависть в Архангельской губернии [культура] [yes_comm]

Анон пишет:

Записи (неразб.) книжек (для отметок покупок)

Там "записи их книжек".
Бедные студентки!

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума