Все учебные заведения одинаковы. Бегающие глаза, кривая улыбка, плохо скрытое злорадство. «Мы так старались найти общий язык с вашей дочерью, но, к сожалению…» На седьмой раз будет все то же самое.
Аэротакси выплюнуло ее вместе с вещами у запертых ворот.
— Приложите ладонь к сенсору слева! — немедленно протянул механический голос.
Не знаю, или я, как чтец, сейчас с разбегу облажаюсь, или это (не) намеренная аллюзия на Толстого с его культовым началом «Все счастливые семьи счастливы одинаково». Засчитаю в плюс Светлане, пусть будет отсылка. А то, что из сочетания предложений получается, что это у учебных заведений бегают глаза, кривые улыбки и злорадство – это явно в минус.
Многие писательские учебники особое внимание уделяют открывающей сцене. Она должна стазу дать читателю понять, где мы находимся, когда и с кем - кто главный герой. Раньше мне этот совет казался очевидным, но теперь я понимаю, что имелось в виду. Открывающая сцена «Академии Добрых Сил» построена так, что читателю не понятно, где он и что ему представлять. Описаний толком нет, а те, что есть, вообще мало чем отличаются от современной Земли. Это, пожалуй, самый большой отрывок с описанием, который есть:
Через дорогу высился до самого горизонта смешанный лес, и такой же темнел напротив за полями, окружавшими территорию Академии. Трава и кусты боярышника подступали вплотную к ограде в надежде поглотить чужеродную постройку. Климат напоминал земной — за годы жизни на Алудре Фелисити отвыкла от резких порывов ветра со всех сторон и нестройной вереницы рваных облаков, перебегавших с одной половины неба на другую. Планета походила на одну из первых колоний, многие из которых забросили еще до ее рождения. Допотопный космопорт пустовал, а капитан развернул свою «Чайку» прежде, чем единственная пассажирка дошла до посадочного терминала.
Вот и получается, что ты достраиваешь картинку на основании случайно вброшенных деталей, которые скупо рассыпаны по первым абзацам (аэротакси, сенсор, коммуникатор, чуть дальше по тексту - датчик слежения в микроимпланте, космопорт): сначала представляешь условный 2077-ой, потом оказывается, что на дворе типа мир Стартрека, а потом - что дело вообще не на Земле происходит. При этом не-Земля очень похожа на Землю.
Нашу главную героиню зовут Фелисити Кэм. Кто она, сколько ей хотя бы лет - средний школьный возраст? старший? студентка? - пока тоже не ясно. Сходу мы узнаём о ней только то, что она образцовая дерзкочика и не ладит с отцом. Батя всё время пытается её куда-нибудь упрятать, желательно туда, где охрана понадёжнее, потому что дочке доверять - себе дороже. Наверное, этим объясняется тот факт, что героиня постоянно всё сравнивает с армейскими объектами.
Безопасность похлеще, чем на военной базе центавриан
Двухэтажное здание Академии напоминало ангар для истребителей класса тэта — обычная каменная коробка, узкие, наглухо закрытые окна, пологая крыша, выложенная бурой черепицей
В принципе, неплохой способ коротко намекнуть на бекграунд героини. Видно, или она росла на военном полигоне, или батя, устав от дочки, пытался сплавить её в военное училище.
— Фелисити Кэм, сделайте два шага назад, — очнулся коммуникатор, закончив сканировать радужку. — Добро пожаловать в Академию Добрых Сил.
Створки ворот поползли в стороны.
Кто придумал настолько дурацкое название? Толкая впереди чемодан, Фелисити шагнула в открывшееся пространство и разочарованно выдохнула…
Неужели космическое? Нет, это просто героиня, миновав все сканеры, проходит на территорию Академии. Мы же тем временем узнаём секрет героини - она воровка. Но больше всего меня этот момент привлёк грубым переходом от одного эпизода к другому. Сейчас буду сношать мышей.
Неудивительно, что папаша отказался ее провожать. Фелисити нащупала в кармане металлический значок в виде девятиконечной звезды и мстительно улыбнулась. Она могла поспорить на что угодно — отец хватится пропажи еще до завтрашнего утра и будет умолять вернуть некстати оставленную без присмотра эмблему.
Как бы не так.
Хорошая реакция сделала свое дело. Основной удар принял на себя чемодан, с которым и столкнулся вывалившийся из двери вихрастый парень.
Вот недотепа.
Скажите, что не я одна нахмурилась на этом моменте и перечитала его заново. Или автор хотела избежать «излишних описаний» для большей динамики, или всё дело в неправильной разбивке на абзацы, или это авторский стиль, который я просто не понимаю, но, по-моему, получается как-то неудобно и не логично.
Героиня: думает, что отец скоро обнаружит пропажу.
Автор: «Как бы не так».
Читатель: ждет, что следующий абзац продолжит начатую мысль и пояснит почему нет.
Автор: просто резко все меняет и вываливает на ГГ случайного пацана из случайной двери.
Читатель: ???
Но вернёмся к тому, что происходит в сюжете. Главная героиня проявляет себя как типичный армейский «дедушка», привыкший кошмарить новобранцев, и сразу начинает быковать:
Светловолосый, тощий, в старомодных вельветовых штанах: все это подтверждало ее худшие опасения. Отец все еще пытался «проучить» ее.
— Зенки протри! — рявкнула Фелисити, обходя его. — И помоги с чемоданом.
И чуть ниже:
— Меня зовут Роберт.
Он протянул ей руку, надо же! Ну вылитый младший братик, не хватает только умильного взгляда. Фелисити демонстративно полезла в карманы брюк.
— Будешь Рори, так веселее.
Потрясающая героиня, замечательная, прямо солнышко. Светлана, конечно, любит дерзких и активных героинь, но хочется надеяться, что это такой приём - показать персонажа очень неприятной, чтобы в будущем, когда она исправится, её арка героя была более очевидной. Но даже так, читателю несколько десятков глав минимум (всего в книге две части в 40 глав) придётся провести с деркочикой Фелисити, которую приятной назвать ну очень сложно.
Любопытно, что словами через рот Фелисити использует блатняк, а в мыслях героини через речь автора всего лишь называет персонажа «Недотепой». Или это очень тонкое раскрытие персонажа - автор показывает, что героиня-то на самом деле не настолько токсична, как хочет показаться, но на словах, как защитный механизм, использует грубость. Или проблемы в выдержке единого речевого стиля героини.
И в этот момент читателю снова приходится перестроить уже какую-никакую, но сложившуюся картину сай-фай мира, потому что его снова ждут новые вводные. В этом мире Стартрека, где всё очень похоже на Землю, но это не Земля, оказывается есть магия. Что за магия и до какой степени она прокачана - сказать сложно. Просто Фелисити вбрасывает претензию, что чувак, который её встретил, колдун, а он заставляет её чемодан летать. Вот и всё.
Чемодан, облетев Фелисити по параболе, пристроился рядом с ним. Что за дерьмовое место! Выстукивая десятисантиметровыми каблуками недовольную дробь, Фелисити поплелась следом.
Смотреть в сгорбленную спину задрота радости не доставляло. Блондин плелся словно старикан, то и дело протирая глаза. Папаша еще поплатится, что засунул ее в эту богадельню.
— Подойди вот сюда.
Никто. Никогда. Не смеет дотрагиваться до нее! Фелисити оттолкнула болвана раньше, чем он успел сомкнуть пальцы на рукаве ее куртки. Парень, охнув, плюхнулся на пол.
— Руки прочь!
По идее, этот эпизод должен создать ореол тайны вокруг ГГ и показать, что у неё было сложное травматичное прошлое. А по факту героиня предстаёт отбитой булли, которая распускает руки.
И снова несоответствие стилей. Наша дерзкая как пуля резкая девочка-подросток из будущего (подросток же? раз слушается папеньку и мотается по академиям) ну будто бы прямиком из мема How do you do, fellow kids. Книга написана в 2019 году, но героиня звучит максимально старо, как батя, который захотел понтануться и доказать, что он ещё молодой и в теме. Делать на этом остановку каждый раз нет смысла. Буду выделять жирненьким, а вы представьте, что Фелисити выглядит как Стив Бушеми.
Про «блондин» в качестве заместительного синонима и говорить не хочется. Мне казалось, это уже выстебали все, кто только можно. Вообще с синонимами в этой главе ситуация не очень. Это ещё не рерайтинг уровня Волкодав с «большими белыми друзьями человека» (нет, это не про унитазы, а холодильники), но всё равно как-то неумело.
Мальчишка-колдун вместо того, чтобы послать героиню куда подальше, объясняет, что пытался спасти ей жизнь, и в результате ещё и извиняется перед ней.
— Из-звини, — он кое-как поднялся.
— Забей, — буркнула Фелисити.
— Я подумал, ты могла не заметить лифт, — Рори указал на голубую пунктирную линию, отмечавшую большой участок на полу. — Если наступить на разметку, может разрезать пополам. Ты всегда грубишь, когда приезжаешь последней?
— Мы не в очереди на посадку, и ты заметишь, когда я действительно начну грубить, — Фелисити торопливо переступила через пунктир и сунула недотепе салфетку. — Как чувствовала, что пригодятся.
В лифте героиня продолжает стрелять из говномета во всё подряд:
Это что, специальная Академия для убогих? Уж лучше полевые учения, куда отец отправил ее в надежде привить мифические качества вроде сострадания и жалости. Только все это гребаное фуфло не имело отношения к реальности, хотя да, пара оторванных пальцев все-таки пролетела мимо, пока она строила глазки молодому лейтенанту с Проксимы.
Вроде и хорошо, нам попытались дать яркую деталь и показать отношение героини, но как же криво это написано… Понять, конечно, что хотел сказать в принципе автор, можно, но сложно. Всё это можно было описать куда проще и понятнее, чтобы читатель не сидел с лицом лица, пытаясь разобраться в логике.
Фелисити триггерит знак Стальной спиры, «знакомый каждому жителю известного сектора Галактики». Нам не знаком, поэтому мы пока не понимаем, что происходит. Скоро объяснят.
Героиня, спустившись на цокольный этаж, оказывается в стандартной начальной сцене из «Дивергента» и других янг-эдалт постапоков - куча подростков, лучшие из лучших, собрались на новой базе и слушают брифинг, а зачем их, собственно, собрали.
Открытое овальное пространство, залитое светом, занимала толпа разномастных подростков одного с ней возраста. Фелисити легко выделила тощего минтакианца, синеволосую венерианку с надменным лицом и рослого неповоротливого тартусца. На мгновение в толпе мелькнуло сплюснутое татуированное лицо, но тут же исчезло. Фелисити списала глюки на усталость. В центре зала, возбужденно жестикулируя, стоял высокий рыжеволосый парень в потертой футболке, чересчур обтягивавшей мускулистый торс, и толкал невнятную речь, от восторга проглатывая окончания слов. Вдоль стен тянулись широкие диваны и низенькие столики, тут и там валялись пуфы, а в отдалении маячила скрытая в тени барная стойка. Ступени за пустым пространством напротив входной двери вели к двум коридорам, поглощенным темнотой. Между ними в полукруглой нише поблескивало зеркало, которому уж точно было не место на космической базе.
Я на фантазию вроде бы не жалуюсь, но мне всё равно представляется не космическая база, а какой-то современный подвал в стиле лофт - потому что нет ни деталей, ни попыток передать атмосферу места. Нам говорят: «Это космическая база» - и то, уже в самом конце, после барной стойки и пуфиков, - представляйте себе стандартную космическую базу - какую представите, такая и будет. И даже фиг с ним, может, это правда не важно, но нам тут перечисляют кучу инопланетян, дают им названия, но мы, блин, даже не знаем, а кого нам, собственно, представлять! Стандартных зелёных человечков? Инсектоидов? Гуманоидов с планеты Жопа?
Понятное дело, что для ГГ эти инопланетные расы привычны, и ей нет смысла детально их описывать во внутреннем монологе. Но читателю же нужно их как-то вообразить! У этих существ нет характеристик, которые помогли бы читателю как-то представить всё многообразие космических рас, у них есть только определители «тощий», «синеволосая» и «крепкий», которые ну как бы вообще не помогают. Куда правильнее было бы описывать их инопланетные черты, чтобы у нас была хоть какая-то зацепка.
На этом моменте я основательно задумалась, а зачем, собственно, Светлана взялась описывать именно космическое будущее. Атмосферы нет, в описаниях практически прямым текстом говорится: «Все как на Земле», инопланетные расы вообще роли не играют. Да ещё и магический мир. Нет, ну, может, в будущих главах космолёты сыграют свою роль, но пока не понятно.
Фелисити плевать на инопланетян, её больше интересует само здание. Она осматривает обстановку, понимает, что здание сверху лишь маскировка, и подозревает, что попала на суперсекретную базу некой Стальной спиры.
— Прошу вашего внимания!
Из темноты левого коридора выступила невысокая женщина в строгом черном костюме с замысловатой прической со множеством шпилек и завитков. Она держала сложенные руки перед собой и медленно переводила взгляд с одного подростка на другого. Фелисити поежилась, когда очередь дошла до нее, но глаза не отвела.
— Я приветствую вас в Академии Добрых Сил. Вы все проделали долгий путь, и сейчас контесса хотела бы сказать несколько слов.
На мгновение зал погрузился во тьму, которая тут же рассеялась. Пухлая тетка пропала, а в зеркале медленно проявилось похожее на голограмму изображение молодой женщины.
Вот вы сейчас скажете, что я опять сношаю мышей, и будете правы, но:
1. Автор даёт описание героини, в котором упоминает только её одежду, рост и причёску.
2. В следующем предложении называет её той характеристикой, о который читатель не может быть в курсе. Потому что ему об этом никто не говорил.
Может быть, это автор о ком-то другом? Нет, до этого речь шла только о «высоком рыжеволосом парне в потёртой футболке, чересчур обтягивавшей мускулистый торс». Никаких пухлых тёток.
В общем, на связь через зеркало выходит Белая контесса. Фелисити впечатлена, но не очень, потому что быстро понимает, что это голограмма на основе известной фотографии, и мысленно поливает говном будущих однокашников.
— Добрый день, — голос, исходивший из ниши, был пропущен через фильтры, и звучал как нечто среднее между дешевым роботом-уборщиком и подвыпившей старухой. — Надеюсь, все знают, кто я такая.
Многие в зале закивали, кто-то ответил вслух. Фелисити только закатила глаза: с голограммой нельзя разговаривать. Это не передающий кристалл, черная дыра их поглоти! Это всего лишь трехмерная картинка!
Подозрения Фелисити оказываются правдой: она действительно на базе этой Стальной спиры, лидером которой является эта самая контесса. 10 лет никто, кроме членов Спиры, не знал, где же контесса, и вот она вышла на связь, чтобы поговорить с подростками.
Почему? Оказывается, их собрали для того, чтобы организовать первый и последний курс Академии Добрых Сил (та-да!), и сделать из них супербойцов, которые смогут противостоять армии Короля Тьмы. Его, конечно, уже победили 20 лет назад, ну а вдруг он вернётся?
— Генерал привел доводы, которым я не смогла противостоять. Двадцать лет назад Стальная спира разгромила войска последнего Короля Тьмы — Ма-Корса, после чего мы еще десятилетие стояли на страже мира. Теперь Галактический Альянс, точнее — его руководство, — поправилась контесса, — считает, что Тьма никогда не вернется.
Фелисити различила нотку ехидства в интонациях голограммы. Никакой спецназ, даже самый элитный, не шел в сравнение с теми, кто сражался со злом рядом с Белой контессой — так что сарказм был вполне оправдан.
— Это уникальное учебное заведение, и вы — его единственный курс, первый и последний. Если Тьма вернется, — в этом месте контесса допустила паузу, словно подыскивая слова, — когда Тьма вернется, нас — меня, Стальной спиры и других — уже не будет, чтобы противостоять ей. Это может случиться через год, а может — через десять. Мы надеемся, что не слишком опоздали.
По залу прокатился глухой ропот. Фелисити нахмурилась.
— Мы хотим, чтобы накопленный опыт не пропал даром, — пояснила женщина с голограммы. — Вас научат многим вещам, некоторые предметы могут показаться вам опасными. Но я прошу дать нам шанс. Через четыре с половиной месяца закончится первый семестр и каждый из вас сможет покинуть Академию, если пожелает.
Ну а самый главный поворот - идею этой Академии контессе подсказал её «добрый друг», батя нашей Фелисити.
А что же думает наша героиня по поводу всего этого? А ничего она не думает. Она «вздрогнула, не веря своим ушам», «нахмурилась» и «различила нотку ехидства в интонациях голограммы». Всё. Нет никаких мыслей героини по поводу того, куда её запихнули и что ей вообще это не нужно. Нет никаких идей, как же так она не знала про связь отца и контессы, которая, судя по всему, местная героиня. Нет никаких попыток переварить тот факт, что отец обо всём знал и намеренно запихнул её в эту Академию - и что это вообще значит. Фелисити просто ничего не думает и ничего не делает. Она уступает место автору, чтобы он мог вывалить через диалог базовую информацию о мире. Приём сам по себе неплох, но здесь он очень топорно выполнен. Не хватает разве что фразы «Как вы прекрасно знаете» перед началом спича.
Кстати, у всей этой толпы подростков никакой реакции тоже нет. Было буквально одно предложение: «По залу прокатился глухой ропот». Как будто школьникам ну вообще всё равно, куда их привели, на что их подписали. Такое чувство, что Фелисити стоит одна в зале - потому что автор никак не пытается создать атмосферу.
Сцену занимает местный завуч, простите, медиатор мадам Эрме, которая мягко намекает, что наша Академия Добрых Сил - это вам не какие-то там «Дивергенты» или «Хогвартсы».
Здесь нет факультетов, нет фракций или другого разделения. Все предметы являются обязательными. Комнаты все одинаковые, можете не переживать, что кому-то достанется лучше или удобнее.
Базовый уровень одинаковый для всех. Однако студентам с особой склонностью к тем или иным предметам мы обязательно дадим шанс углубить свои знания с помощью индивидуальных занятий. Я надеюсь, что в течение первого семестра большая часть из вас найдет себе дело по душе. Вторая часть обучения — это испытания. За них не будет никаких оценок и на самом деле их нельзя провалить — тесты лишь раскрывают вашу суть. Мы не хотим изменить вас, Академия — это место познания силы, а не исправления слабостей. Заранее о них сообщаться не будет, и сценарии всегда будут строго индивидуальны.
И только в этот момент Фелисити осознаёт, что она тут единственная, кто вообще не понимает, как сюда попала. Буквально так и написано:
Фелисити еще раз огляделась, все больше чувствуя себя не в своей тарелке. С каждой минутой крепло убеждение в том, что она единственная не знает, куда и зачем попала.
Почему героиня чувствовала себя не в своей тарелке? Что она увидела, когда огляделась? Все вокруг неё стояли по стойке смирно, не отводили взгляда от голограммы и кричали «Так точно!»? Не бегали в панике и не кричали учителям «Выпустите нас отсюда?». А фиг его знает. Картинки нет, каких-то деталей нет. Есть только Фелисити.
Быстренько дорассказав правила, завуч всех отпускает по комнатам. Массовка сливается за одно предложение, не оставив и следа, а с Фелисити пытается познакомиться оставшаяся девочка.
— Ты тоже попала сюда после теста в Элурире?
Оказывается, ушли не все. Рядом с ней невысокая толстушка в бесформенном платье жевала шоколадный батончик и улыбалась перепачканными губами. Представив пятна на своей куртке, Фелисити шарахнулась в сторону.
— Я тут вроде как по блату, — доверительно сообщила она плюшке. — И не планирую особо задерживаться. Где эта мадама, как ее…
— Мадам Эрме, — радостно подхватила девчонка, поправляя липкими пальцами длинную косу. — Да вот же она, спускается. Меня зовут Мигдаль, я…
Оставив обжору представляться ее чемодану или кому угодно еще, Фелисити бросилась навстречу медиатору.
Не могу нарадоваться такому офигенному совсем нестереотипному описанию персонажа. И как бы да, всё уже рассказано до нас, но такого ходячего клише я не ожидала. Я бы предположила, что дальше по тексту должна появиться гламурное тупое сучко-кисо, которая будет эту Мигдаль обижать, но для этого у нас есть сама ГГ.
Фелисити пытается уговорить завуча отпустить её из Академии или назначить ей встречу с контессой, но у неё ничего не получается. Нашей непокорной героине ничего не остаётся, как пнуть чемодан, и идти в комнаты студентов.
На этом заканчивается первая глава.