Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#151 2025-07-29 04:27:24

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Читали в клубе “Авиатора” Водолазкина, и чета после “Авиатора” я понял, что дальше мне с этим автором не по пути.

Ооооо, анон,  горячо жму твою руку! У меня точно такие же впечатления от "Авиатора", и я даже не могу всерьез читать восхваления этой книги, потому что вижу вот это все, что ты написал,и меня просто корежит. Это первая книга Водолазкина, которую я читала, и больше не хочется теперь.

#152 2025-07-30 21:03:37

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анончик, спасибо что принес целиком, отзыв супер! И я еще очень плюсую твоей мысли "травма отделяет человека от жизни и от других людей". Не только в контексте этой книги (я не читал рецензии, не знал что там такое всякое интересно пишут), в целом очень отозвалось, я периодически про это думаю.
И солидарен с тем, что рецензии Юзефович бесят)

Анон пишет:

Ооооо, анон,  горячо жму твою руку! У меня точно такие же впечатления от "Авиатора", и я даже не могу всерьез читать восхваления этой книги, потому что вижу вот это все, что ты написал,и меня просто корежит. Это первая книга Водолазкина, которую я читала, и больше не хочется теперь.

:friends:
Справедливости ради скажу, что "Лавр" Водолазкина читается гораздо лучше, там нет приосанивания над жалкими людишками и в целом как будто больше сочувствия - и автора к героям, и героя к другим людям. Но в целом у меня тоже теперь пропало желание читать его еще. В мире много других хороших книг)

#153 2025-07-30 22:12:53

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Дочитал "Клариссу Оукс", филины мои филины. Еще попался случайно (хотя какое случайно, я же гуглил книги, стопро алгоритм это просек) на ютубе ролик про полное издание  в твердых обложках, сижу и ищу аргументы, почему мне не надо его покупать. Аргументов - валидных - вагон, но руки все равно чешутся

#154 2025-08-05 12:45:06

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

я не читал рецензии, не знал что там такое всякое интересно пишут

Я читал отзывы на фантлабе, там они бывают умные. Мне стало удивительно и обидно, что рецензенты не распознают травматический нарратив.
(При всей спорности того, можно ли его адекватно передать текстом и не наёб ли такие попытки.)

#155 2025-08-18 13:51:28

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

On the Calculation of Volume (book I), Solvej Balle

О чем книга: день сурка одной женщины, застрявшей в 18-м ноября.

Это перевод с датского и это первая часть септологии, из которой написано пока что три книги, на английский переведено две. Книга, оказывается, была в коротком списке международного Букера в позапрошлом году, но я узнал про нее только сейчас в одном из книжным чатов как-то очень случайно.

Главная героиня всю книгу проживает 18 ноября снова и снова. В отличие от дня сурка (фильма) она может перемещаться между локациями и брать с собой в петлю некоторые предметы (ее записи не обнуляются утром, некоторые книги остаются с ней, но многие другие вещи возвращаются на свое место утром). Механика петли не исследована очень пристально, если что. Я не буду говорить, что это не фантастика, чтобы не пахло снобством, но это тот тип литературы, смешивающий фантастику и literary fiction, когда фантастический элемент это в основном триггер для остальной истории и глубоко погружения во внутренний мир главной героини (как делает, например. Исигуро).

легкие спойлеры

#156 2025-08-23 22:13:40

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Foxfire: Confessions of a Girl Gang, Joyce Carol Oates

О чем книга: Америка 50-х, девочки из рабочего района объединяются в банду

Это была одна из книг-фантомных болей, которые периодически всплывали у меня на горизонте и уплывали. У Оутс куча книг, доступных в электронке легально и не, но мне конечно же всралось прочитать именно Foxfire, от которого в сети только грустная пдфка со сканами старого издания. С одной стороны, круто что хотя бы так, с другой стороны, мои годы чтения с монитора компьютера остались где-то в подростковом возрасте, я и так постоянно за светящимися экранами, не хватало еще и читать книги с него. Поэтому что сделал анон? Заказал за полтора бакса подержанную бумажную книгу в ублюдской суперобложке, доставка обошлась раза в три дороже, чем сама книга. Но в любом случае это было дешево и я не жалею ни капельки (кроме того факта, что идея не покупать бумажные книги в съемное жилье проебана, но проебался я где-то еще за полгода до Оутс).

со спойлерами

#157 2025-08-24 10:22:01

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Foxfire: Confessions of a Girl Gang, Joyce Carol Oates

Спасибо за обзор, анон! Очень крутая история. И грустная. Грустная в том плане, что желания и стремления у девушек были вполне себе хорошие, но преступными методами вряд ли можно достичь идеалов. Но в то время и в той среде вряд ли у них были иные методы борьбы с жестокостью внешнего мира.

По поводу экранизации, есть ещё французский фильм 2012 года, менее гламурный, и там как раз действие происходит в 50е. К сожалению, из рецензий есть только вот это ревью (от слова "реветь") журналиста из КП, основная претензия которого это плохая внешность актрис, поэтому даже не знаю, насколько он годный и насколько близко к книге снят.

#158 2025-09-05 23:06:13

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Грустная в том плане, что желания и стремления у девушек были вполне себе хорошие, но преступными методами вряд ли можно достичь идеалов. Но в то время и в той среде вряд ли у них были иные методы борьбы с жестокостью внешнего мира.

Да, у меня крутились эти мысли, пока я читал - Легс очень хотела как лучше, но ее занесло и получилось как получилось. И так жалко всех героинь

Анон пишет:

По поводу экранизации, есть ещё французский фильм 2012 года, менее гламурный, и там как раз действие происходит в 50е. К сожалению, из рецензий есть только вот это ревью (от слова "реветь") журналиста из КП, основная претензия которого это плохая внешность актрис, поэтому даже не знаю, насколько он годный и насколько близко к книге снят.

Я открывал его после книги, он точно снят близко к тексту, разговор Легс и Мэдди - почти подстрочник. Но целиком смотреть не стал, п.ч. сразу после книги как-то не то, пусть впечатления немного улягутся. Статья и правда жесть))

#159 2025-09-05 23:09:58

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Короткой строкой

Ася Демишкевич, “Раз мальчишка, два мальчишка”

О чем книга: как написать про войну, если нельзя писать про войну.

Демишкевич взяла сказочные мотивы и сказочную жестокость, переложила их на современные реалии. Пацанов призывают в армию, лагерь на сборах - это остовы кроватей под открытым небом, двое призывников уже умерли, но от службы это не освобождает. Чтобы выжить, нужно рассказывать сказки, штаб говорит с призывниками только через пацана-аутиста, который работает как радио (буквально, из него начинает по вечерам звучать голос штаба*). Все оборачивается не просто подготовкой к войне, а прелюдией к борьбе добра со злом. Главный герой проверку проходит, но т.к. Демишкевич, кажется, не видит надежды в мужчинах, случается финальный твист. По сути, то, что герой отказывается от проверки, от инициации мужчины, стопорит жернова системы и сохраняет ему жизнь (правда, не то чтобы в этом новом будущем полянка с единорогами).

Очень круто и технично сделано, герои легко отличимы, сказки-вставки криповые. Демишкевич респект за то, что среди цензуры и самоцензуры попыталась высказаться насколько возможно прямо. Но лично меня за сердечко не тронуло.

Мильчин в подкасте назвал эту книгу “переработанной (или полупереваренной) в истерике новостной лентой”. Ну такое, мне кажется, это очень несправедливо. Но и большим событием для себя я не могу эту книгу назвать.

*Досужий вопрос, на который я, наверное, не найду ответ. Практически такой же мотив был в одном из рассказов Тони Лашдена в сборнике “Чорны лес”. Только там мальчик был одновременно и транслятором, и в сознании. Я естественно не считаю, что это плагиат, скорее что что-то такое в воздухе витало и упало на творческую почву обоих авторов. Но немного интересно, кто написал это первым.


Матиас Энар, “Совершенный выстрел”

О чем книга: полет кукухи на войне

Читал после Демишкевич, неплохо срифмовалось.
В неназванной стране, похожей на Алжир, идет неназванная война, и неназванный герой, парень-подросток, становится снайпером, чтобы убивать тех, прикрывая своих. В процессе он циклится на местной девушке, которую нанимает как помощницу по хозяйству и сиделку матери. С очень плохим исходом. Вся книга - отлет его и так не самой крепкой кукухи, описанный от первого лица.
Технически сделано очень хорошо, местами жутко от прямого подключения к мыслительному процессу главного героя. С персонажами происходит все самое плохое и еще хуже, жестокость описана графично.

Пока читал, думал, интересно, камрад главного героя, которого он считает более опытным (и который еще более дикий) - это такой токсичный ноухомо камрад и идеал маскулинности для вчерашнего пацана, фигура старшего брата или отца (потому что с биологически отцом там конечно же был швах в отношениях, как и с матерью)? Или это тульпа героя, манифестирующая его особенную жестокость, и никакого дружочка нет?
Энивей, посоветовать никому не могу, но если что, книга тонкая, если выбирать страдать с ней, то по крайней мере недолго.


“Клуб радости и удачи”, Эми Тан

О чем книга: малая родина всегда уезжает с тобой

История четырех китайских эмигранток в Штаты и их дочерей, рожденных уже американками. Главы про матерей остро напомнили мне  “Последнего императора” Бертолуччи - истории про 1900-1920-ее, но нравы описаны как будто из недр более далеких веков, и при этом как быстро ломаются и меняются эти традиции, когда по Китаю прокатывается ХХ век. Главы про дочерей - а это, конечно, классический конфликт эмигранток второго поколения, которых родители шпыняли чисто в китайской манере, а общество и окружение растило уже в американской.

Я засмеялся в голос на сцене, где одна из дочерей не знает, как сказать маме, что у нее появился новый мужчина (мама последовательно не одобрила первого мужика, замужество и развод, а тут уже второй и тоже не китаец). Вот она приводит маму к себе в гости и надеется, что та заметит мужские вещи и одежду (а в доме в целом слегка бардак, п.ч. там еще маленький ребенок и у взрослых нет времени убирать). Мама распиливает ее за что-то другое, дочь не выдерживает и говорит “мама, ты заметила, что у меня в доме поменялось?”, а мама отвечает “заметила, но если ты выбираешь жить в свинарнике, то что я могу тебе сказать?”. Прямо повеяло восточно-европейским родительским духом.
Там еще было про то, что неважно, что поколение дочерей все еще выглядит как китаянки и что они знают язык, любой китаец в Китае на раз-два поймет, что они не местные.

Главы матерей были для меня интереснее, если честно, п.ч. ну когда на одной чаше весов история про то, как женщина была с детства просватана за богатого соседа, родители после наводнения тупо кинули ее под забором этого соседа и свалили, а она с помощью смекалочки и апелляции к духам предков смогла выбраться из ужасного брака; а на другой чаше весов не самый счастливый брак одной из дочерей, где муж-мудак продолжает настаивать на полном разделении трат вплоть до мороженки - ну как-то интереснее читать про Китай начала ХХ века.

Лично для меня оказалась увлекательная книга, но на один раз. Вспоминал “Белые зубы” Зэди Смит, пока читал, вот та меня проняла больше.


Оксана Васякина, “Такого света в мире не было до появления N”

О чем книга: автофикциональные ипостаси авторки рассказывают о встречах с разными женщинами

Понравилось, но гораздо сдержаннее, чем трилогия. Я не исключаю, что я слишком бегло читал и что-то упустил. Технически это как всегда хорошо, но эмоционально мало зацепило. Наверное, для меня самый классный рассказ - это “Верка”. Без жести, которую я после почти всех рассказов очень ждал, просто история про бойкую веселую девочку-подростка.

Сборник свежий, поэтому сейчас как будто много хвалебных отзывов в инфополе. Если хочется более подробно, то вот один из обзорщиков, которого я читаю в телеге (он мне нравится тем, что серьезно разбирает любую книгу, не скатываясь совсем в душноту, и всегда вежлив), подробно написал, почему рассказы Васякиной это круто, вот тут: https://t.me/except_the_bible/186

Сама Васякина в подкасте Влага говорила, что считает свою прозу смешной. Не буду выступать в жанре “мне виднее, чем автору”, но мне правда не видно, где смешно. Это, конечно, не делает ее прозу хуже или что-то такое, прост у меня прочная ассоциация - Васякина это про тяжело и про серьезно, не про смешно или легко. Но опять-таки, я могу не считывать какие-то нюансы, это со мной происходит постоянно.


Милан Кундера, “Невыносимая легкость бытия”

О чем книга: жили муж с женой в Чехии, Чехию захватили коммунисты, а брак захватила дисфункция

Когда-то давно я брал Кундеру, отложил с острым чувством отвращения. Видимо, я быстро тогда дошел до блядок Томаша и меня сильно отвернуло.
Пару месяцев назад это был выбор книжного клуба, я начал снова, в этот раз прочитал полностью. Не могу сказать, что отношение к Томашу сильно изменилось, но, увы, уже новый опыт сильно отозвался в других моментах (войска на улице, увольнения и аресты среди интеллигенции, эмиграция, смерть собаки в конце концов).
Обсуждение в клубе как будто было интереснее, чем сам роман. Причем я сейчас понимаю, почему он известен и почему он считается хорошим, я даже чет там подчеркивал, пока читал, но у меня нет желания развивать это в отдельный пост.
Согласен с Кундерой, что хуево жить в исторические времена, но еще хуевее жить с неустроенной кукухой, потому что она всегда с нами сквозь обычные и исторические годы, сквозь детство и зрелость, и всегда готова испортить нам жизнь. Честность с собой всегда лучше.


Изабель Отисье, “И вдруг никого не стало”

О чем книга: современная робинзонада

Отисье в первую очередь яхтсменка, делала кругосветки, тонула, выбралась из всех передряг и решила написать книгу о том, что будет, если кто-то не выбрался или выбрался только частично. Ее герои - супруги-миллениалы, которые решили добавить в жизнь огня и обойти на яхте вокруг света. Все было хорошо, пока они не забрались тайком на остров-заповедник около Патагонии. Яхта потонула во время шторма, они оказались заперты на острове, дальше до половины книги выживач, а вторая половина книги - рассуждение, как после такого можно жить.

спойлеры

Книга норм, написана очень просто.

#160 2025-10-13 13:44:25

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Окей, строго говоря, этот не про книги, но я тут уже ругал античные книжные ретеллинги (есть хорошие! правда! не знаю почему до бзлбога добираются только плохие), поругаю теперь фильм-ретеллинг.
В моих ебенях внезапно показали в кино The Return Пазолини (не того, другого современного) по мотивам “Одиссеи”. Одиссей Ральф Файнс, Пенелопа Жульет Бинош.

Формально Пазолини не очень сильно отходил от оригинала, только там, где ему нужно было для интерпретации (ну и никаких богов конечно). Да, это авторская интерпретация. С одной стороны, я оч благодарен за это, потому что нет ничего скучнее, чем когда делают кино ровно по книге (и еще и книжные реплики вставляют в сценарий без обработки). С другой стороны, боже, а почему все равно так скучно и уныло вышло.

Дальше со спойлерами (к некоторым поворотам фильма, которые отходят от оригинала)

Скрытый текст

Сыграно и поставлено прилично, поэтому в теории смотреть можно - но зачем?

Ну и мне ужасно обидно, что опять от хитрожопого, многоумного, разнообразного Одиссея оставили рожки да ножки, типичный суповой набор птсрного страдальца после войны, убрав все остальное. Я хочу любимца Афины и более сложного персонажа!

#161 2025-10-15 00:40:13

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Chat-GPT-Image-14-2025-21-39-58.png

#162 2025-11-08 00:15:50

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Спасибо за медальку, анон!  :heart:

#163 2025-11-08 00:22:58

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Начитал три больноублюдочные книги, две про Вторую Мировую, но при этом не “Благоволительницы".

1. The Cement Garden, Ian McEwan
О чем книга: с родителями хуево, но без родителей вообще пиздец.

Жила-была семья с четырьмя детьми, посреди нигде, без друзей и родственников, зато с полным домом дисфункции. Отец умер от сердечного приступа, мама от неопознанной болезни, дети остались одни, и тут понеслось.
Историю рассказывает второй по старшинству ребенок, парень-подросток по имени Джек. Он классический ненадежный рассказчик, от которого не дождаться всей правды. Но даже того, что он фиксирует, хватает с лихвой, чтобы понять, насколько все было плохо. Пока были живы родители, все они жили в плохонькой, но еще как-то работавшей семье. Дети ходили в школу (а дома занимались около-инцестуальнымы забавами), у семьи был быт и даже какое-то подобие нормальной жизни. Но Макьюэн с самого начала дает читателю намеки, что вообще-то у них уже пиздец, просто он медленно подползает. Словесные унижения отца, пассивная мать с таблетками, старшие дети, которые любят раздеть младшую дочь и потыкать ей в разные места пальцами, тот самый цементный сад, в котором есть все (тропинки, клумбы, горки) кроме растений и который после начала болезни отец хочет залить бетоном полностью. Они живут одни на улице, где снесли почти все остальные дома, у семьи нет друзей, родственников или соседей. Нездоровые миазмы медленно поднимаются из их внутренних подвалов и отравляют жизнь (отсылочка к сюжету, расскажу про это дальше со спойлерами). Возможно, у детей был бы шанс перерасти эту душную нездоровую атмосферу и вырваться в другой мир, но это не входит в задачу автора.

спойлеры

Про мерзость читать интересно, говорить про нее на клубе тоже было интересно, но мне кажется, Макьюэн не мой писатель или я выбираю не те произведения. Он без дураков крут, но для меня это проход по поверхности, без погружения.
*Но, кстати, там же был лиричный и очень грустный рассказ про мальчика, который задружил с новой жиличкой в доме. В той истории все на удивление нормальные.


2. The bastards factory, Chris Krauss
О чем книга: у Криса Крауса нашелся дед-нацист, автор охуел и решил, что ему нужно написать про это роман.

И из этого предприятия вышел 1000-страничный кирпич, где Вторая Мировая занимает большую, но не главную часть. Как и Макьюэн, Краус пишет героя, который морально дефектен с самого начала (или не может вспомнить себя другим, тут опять рассказ от первого лица), но в иных обстоятельствах, возможно, меньше бы раскрылся как мудак (или по крайней мере масштаб свиноебств был бы мельче).

Рассказчик, конечно, отвратительный. Все начинается со сцены в больнице в Берлине 80-х -  главный герой, Константин “Койя” Сомм, лежит в отделении черепно-мозговых травм, у него застряла пуля в голове. Он уже не молод, но пуля это не старый артефакт, а что-то недавнее. Конечно, такой зачин интригует - кто же его подстрелил. Второй пациент в палате - молодой хиппи, любитель травки, преисполненный любви к миру. Главный герой рассказывает хиппи о своей жизни, а так как он отборнейшая мразь и очень любит себя жалеть, то во всех историях он пытается выкрутить все так, что бедный Койя ни в чем не виноват, это все обстоятельства, или брат, или друг брата, или злые коммунисты, или злые нацисты, или злой моссад, а сам он котик и просто хотел любить одну (или другую) женщину.

Прообраз Константина, дед Краусса, был офицером СС и шпионом (Краус в интервью не уточняет про шпионскую часть - когда, на кого, а короткий заход в гугл мне не помог с этим). Краус вдохновлялся реальными фактами, но в книге вдавил в пол педаль абсурда и гиперболы. Главного героя можно в словарь как иллюстрацию понятий “аморальность” и “двуличность”. За свою жизнь Константин Сомм успел побыть художником, нацистом, шпионом НКВД, агентом послевоенной немецкой разведки БНД и агентом Моссада, испытывая по поводу всего этого примерно ноль угрызений совести: выживать как-то надо было и вообще это вечно обстоятельства такие, а так он тонко чувствующий гондон.

На словах он громко заявляет, как любит свою сводную сестру (дада, и тут инцест) и русскую разведчицу, потом - как любит дочь, но на самом деле он, конечно, любит только себя. Причем искренне любит! Койя Сомм самый прекрасный экземпляр человека по мнению Койи Сомма.
Спойлерну заодно для тех, кому интересно, как главный герой получил пулю в голову:

спойлер

Автор напихал в книгу еще черный юмор, скатологические подробности, кучу говна, кровищи, и все это описано ёрнческим тоном главного героя. Книга огромная, в какой-то момент скакание Сомма по хуям разведкам начинает немного утомлять, потому что с ним, в принципе, с самого начала все понятно. Лично для меня самой отвратительной деталью стали не все описания зверств, криводушия, убийств и цинизма, а то, что Сомм доводит хиппи до смерти. Он буквально отравляет своими историями его веру в людей, а когда хиппи, которому все больше неможится, пытается поменять палату, делает все, чтобы они остались вдвоем, и все говорит, и говорит, и говорит. Пока хиппи не умирает*. Вот это, конечно, вишенка на говноторте, финальный штрих к портрету - это не списать на обстоятельства, брата свата гитрера или желание выжить, это просто Койя Сомм одна штука, выкристаллизованный.

*микро-спойлер

В целом, конечно, перспективы у героя не самые классные - за все эти месяцы он не вышел из больницы, и вряд ли уже выйдет. Брат в тюрьме, сводная сестра\бывшая жена окончательно с ним порвала, дочь мертва. Но как будто несмотря на всю его поверхностную сентиментальность, так уж сильно его это не печалит. Поэтому я не мог даже позлорадствовать в конце от души. Когда-нибудь и Сомм помрет, но он обыграл всех.

Не жалею, что прочел, это тоже было увлекательно, хотя я периодически чувствовал чувства. Ну и отдельно меня уже серьезно и без кеков резали исторические штуки, о которых я не знал - как быстро в БНД собрали под крылышко кучу нацистов с одобрения иностранных разведок, как Израиль и Германия в 50-х договаривались о поставках оружия, теория о том, как Отто Йона обкололи чем-то, выкрали из западной Германии и перебросили в восточную, чтобы убрать с политической арены. Там еще был прогон о том, как через бундестаг (если я не перепутал название органа) протащили закон об отмене срока давности за нацистские преступления пособников - тут не буду врать, я не знаю, это факт или художественный вымысел. Я нашел, что послабление закона в конце 60-х правда было, хотя в 70-е его снова откатили, но не нашел, правда ли его вписали среди других менее важных поправок, чтобы никто не заметил (такая версия у Крауса). Политика, конечно, отвратительное дело, а Краус выбрал для книги прям самый смак.

Русского перевода нет, если что, но есть английский.

А, ну и да, самый кек это что я в какой-то другой книге (не помню в какой! черт побери память рыбки Дори, надо наконец-то начать записывать источники, откуда я достаю названия книг) увидел упоминание, подумал “нихуя себя авторка “I love Dick” написала, должно быть интересно”, начал искать и только тогда осознал, что это Крис Краус немецкий автор и мужчина, а не Крис Краус, американская писательница. Почему я вечно принимаю не тех авторов за ту самую Крис Краус.

И еще постскриптум. Конечно эту книгу сравнивали с “Благоволительницами”, они даже вышли близко друг к другу и формально довольно сильно совпадают - герой-дегенерат с инцестуальными замашками и интересными кинками, через которого показано дно падения человека и огромный исторический фон. Криса Крауса спрашивали про это в интервью, он ответил, что книги все-таки разные (я согласен тут, не идеально помню “Благоволительниц”, но тон у книг разительно отличается) и что он не списывал у Литела, они работали в архивах в одно время, прост “Благоволительницы” вышли раньше. У меня ни разу не было мысли, что это плагиат, а некоторые совпадения - ну, я понимаю, наверное, посчему они оба сделали именно эти художественные выборы (инцест, как мне кажется, это такое табу, слом которого сразу должен показать читателю, что герой подгнил с бочка еще до расцвета нацизма). В общем, мой охуенно профессиональный и обоснованный вердикт - это две разные книги, и кстати не факт, что тем, кому понравились “Благоволительницы”, понравится и Bastards Factory.


3. The zone of interest, Martin Amis
О чем книга: повседневная жизнь Аушвица.

Вообще это я прочитал “Светотень”, подумал, что интересно, но как будто недокручено, и пошел искать что-нибудь позабористее. Ну вот нашел.

Это книга о том, как живут в Аушвице смотрители лагеря, его начальник с семьей, врачи, представители концерна “Фарбен”, эсесовцы. У этого всего формально есть даже сюжетная линия (Томсен, один из героев, влюбляется в Ханну, жену коменданта, и помогает саботировать строительство фабрики), но сюжет тут дело десятое, он нужен только чтобы написать эту книгу так, как Эмис хотел ее написать.

Мое имхо, кстати, сюжет рассыпается ближе к концу, и в целом книга слабо структурирована - Эмис так увлекся самой мякоткой, что забыл про развитие персонажей, поэтому Томсен у него холодный мудак и бабник, холодный мудак, мудак, и тут вдруг рррраз и преобразился светом любви. Или нет, или в чем изначально что-то шевелилось человеческое, но из-за того, что автор никак не помогает проследить это, можно и так, и эдак смотреть на него. То же самое и с Ханной. Хотя их финальная сцена очень хороша. Или например главы от лица Шмуля, главы зондеркоманды. Мне кажется, это самые слабые главы. Эмис писал в послесловии, что поднял очень много материала при изучении (респект), и, вероятно, в отличие от меня читал мемуары про зондеркоманды, но как художественное высказывание эти главы в его книге не сработали.
Я не смотрел экранизацию, но понимаю, почему режиссер решил переделать роман под себя, вероятно, он видел прекрасный сырой материал, из которого можно было достать шедевр при желании. Хотя вопрос, что вышло в итоге, я ж не видел. Но порыв понимаю. В общем и целом, книга совсем не идеальная, но. Но.

В каком-то смысле все это неважно, поэтому что даже в таком неидеальном виде книга работает как бомба, по крайней мере ее первая половина. Я открыл ее, начал читать про описание прекрасной женщины в белом платье, которая вела детей то ли в церковь, то ли в школу, пока на нее смотрел главный герой. Как он обсуждал ее прелести со своим другом за выпивкой. Как они сплетничали про дела на фронте, про коменданта. Как главный герой пытался подкатить яйки к той женщине в итоге. И все это время по тексту падали тут и там словечки “кат-зет”, “зона интересов”, “Перрон: выгрузка, селекция, затем поездка по березовой роще к Коричневому домику”, “предупредительное заключение”. И чем дольше я читал, тем сильнее кривилось мое ебало. Это как если бы Эмис описывал будни скучающих госслужащих в какой-нибудь конторе, которые заводят интрижки, страдают про бывшую любовь, жалуются на партнеров, хотят повышение или хотя бы подсидеть начальника-гондона - но есть нюанс. Очень большой нюанс, которому они все посвящают два-три слова или обходятся эвфемизмами, потому что в рот они ебали каких-то там заключенных, которые помирают тысячами. Ну или пытаются отгородиться от мыслей о них (как жена коменданта, которая вроде как не знает о всем масштабе происходящего, и поэтому спрашивает у главгера, типа, не может же быть, что милого садовника-еврея убили, да? да? *падме.жпг) эвфемизмами и аббревиатурами. Правда, сложновато отгораживаться полностью, когда с неба падает коричневый снег, а земля в зоне интересов пучится миазмами от тысяч трупов (и запах долетает аж до соседнего города при сильном ветре).
Это не самая сложная идея, но это гениально написано (где-то до половины книги, потом Эмис спохватился, что нужно и сюжет додать, но там уже как смог).


Рекомендовать эти книги, конечно, не могу никому, но если душа просит чего-то мерзкого, то это вот то, что надо.

#164 2025-11-08 01:38:29

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

ну, я понимаю, наверное, посчему они оба сделали именно эти художественные выборы (инцест, как мне кажется, это такое табу, слом которого сразу должен показать читателю, что герой подгнил с бочка еще до расцвета нацизма).

Мне кажется, С "Гибели богов" Висконти это уже как бы не клише))

#165 2025-11-08 08:08:27

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

1. The Cement Garden, Ian McEwan
О чем книга: с родителями хуево, но без родителей вообще пиздец.

Спасибо, анон, за обозрение, всколыхнул в душе старые ощущения. Я в начале нулевых наткнулся по телеку на экранизацию "Цементного сада" (с Шарлоттой Гейнсбур), и меня мощно переебало. Такая смесь чувств, когда трэшово, грустно на разрыв, жалко всех и ничего не поправить. Даже ломанулся в городскую библиотеку, чтобы найти первоисточник, но поскольку дело было в начале нулевых, там были только "Амстердам" и "Невинный" в "Иностранке", но это всё не то, совсем не то.

#166 2025-11-09 13:37:19

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Мне кажется, С "Гибели богов" Висконти это уже как бы не клише))

Я провел вчера 2,5 незабываемых часа, спасибо, анон (без иронии). Этот фильм я смотрел примерно так же, как читал книги из поста - отвратительно, но глаз не отвести. Ну и да, я так понимаю, инцест это прям хороший тон в историях про нацистов, кек

Анон пишет:

Такая смесь чувств, когда трэшово, грустно на разрыв, жалко всех и ничего не поправить

Дааа, вот от книги у меня было ровно так же. Фильм, наверное, не буду смотреть, верю, что он хороший, но еще раз переживать эту историю не готов

#167 2025-11-09 23:55:13

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Мне кажется, С "Гибели богов" Висконти это уже как бы не клише))

Да это популярная тема, связывать нацизм и извращения. "Конформист" Альберто Моравиа (и фильм) тоже примерно од этом.

#168 2025-11-10 00:08:09

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Я провел вчера 2,5 незабываемых часа, спасибо, анон (без иронии). Этот фильм я смотрел примерно так же, как читал книги из поста - отвратительно, но глаз не отвести.

О, значит все еще работает, не стал слабее со временем. Я смотрел в юности с открытым ртом и в итоге решил, что все-таки не моя тематика, но оторваться не мог, да))

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума