Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#276 2025-08-25 10:16:37

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

"Оушеник" (RMS Oceanic, 1899) - до "Титаника"

Oceanic-afloat.jpg

палубный план

В качестве

"Предшественник" Олимпик-класса, воплощение идеологии "роскошь превыше скорости", он должен был править Трансатлантикой долгие годы. Но уже наступал новый век, эпоха невиданных доселе гигантов.

14 января 1899 года, после двух лет постройки, "Оушеник" сошел со стапелей верфи Harland & Wolff в Белфасте.
Он обладал впечатляющими на тот момент размерами: 704 фута в длину, 68,4 фута в ширину и 50 футов осадки, корпус из стали, паровые турбины. Водоизмещение составляло 17 272 регистровых тонны брутто и 6917 тонн нетто.

"Оушеник" на верфи

Мощные паровые машины тройного расширения обеспечивали номинальную мощность в 3015 лошадиных сил.

"Оушеник" был спроектирован Томасом Исмеем, директором и владельцем компании Oceanic Steam Navigation Company в качестве флагмана флота компании, более известной как "Уайт Стар Лайн", призванного стать самым большим и красивым лайнером своего времени, заслужив прозвище «Королева морей».

Закладка киля состоялась в январе 1897 года, и строительство, стоившее миллион фунтов, заняло два года. На нем было задействовано 1800 строителей: мастеров, рабочих, инженеров. До начала Первой мировой войны "Оушеник" успешно курсировал по маршрутам Северной Атлантики, хотя его карьера не обошлась без происшествий. В 1901 году в густом тумане он столкнулся с пароходом «Кинкора», потопив его и унеся жизни семерых членов экипажа. В 1905 году на борту случился бунт экипажа из-за условий труда, в результате чего 35 моряков были осуждены и приговорены к тюремным срокам.

С началом Первой мировой войны "Оушеник" был реквизирован для военной службы и переоборудован в вооруженный крейсер. 25 августа 1914 года, уже как HMS Oceanic, он покинул Саутгемптон для патрулирования между севером Шотландии и Фарерскими островами. Командовали судном два капитана: капитан коммерческого флота Генри Смит, имевший двухлетний опыт службы в военно-морском флоте, и военно-морской капитан Уильям Слейтер. Их задачей было останавливать и досматривать суда в поисках грузов, связанных с Германией, с правом их конфискации.

После краткой остановки в Скапа-Флоу "Оушеник" отправился в свой первый патруль. Как было принято в этом районе, капитан Слейтер выбрал зигзагообразный курс, чтобы затруднить атаки вражеских подводных лодок. Однако именно сложность управления судном на таком курсе в водах с сильными приливными течениями стала роковой для "Оушеника", а не действия противника. В ночь на 7 сентября лейтенант Дэвид Блэр определил местоположение судна, но, следуя заданному Слейтером курсом к острову Фула, корабль направлялся прямо к опасным рифам Шаалдс-оф-Фула, едва выступающим над поверхностью. Слейтер удалился в свою каюту, оставив Смита на мостике. Смит, не доверяя заданному курсу, приказал изменить его на более западный, чтобы увести судно в открытое море. Однако Слейтер, почувствовав изменение курса, вернулся на мостик и отменил приказ Смита. Почти сразу же корабль с силой сел на риф. В момент аварии, утром 8 сентября "Оушеник" находился в четырнадцати милях от предполагаемого местоположения, сбитый с курса необычно сильными приливными течениями. На следующий день во время спасательной операции скорость течения, по свидетельствам, достигала двенадцати узлов. К счастью, море было спокойным, и экипаж не подвергался опасности затопления. Вся команда была оперативно эвакуирована с помощью траулера "Гленогил" из Абердина, который подвели вплотную к борту, позволив морякам спуститься по канатам и трапам.

На последующем военно-полевом суде основную вину возложили на лейтенанта Блэра, обвинив его в том, что он не учел приливные условия при определении позиции судна. Это решение кажется несправедливым, поскольку ретроспективные расчеты подтвердили точность данных Блэра, а авария произошла из-за отклонений от курса, вызванных аномальными приливными условиями. Удивительно, но оба капитана, Смит и Слейтер, были оправданы. Покидая остров Фула, экипаж надеялся, что огромный корабль удастся снять с мели, а если нет — он простоит на рифах долгие годы. Однако местные жители знали лучше. Один рыбак заметил, что корабль вряд ли продержится две недели. И действительно, почти ровно через две недели, 29 сентября, мощный шторм обрушился на Шетландские острова, и "Оушеник" исчез.

В 1920-х годах проводились работы по спасению ценностей с затонувшего судна, но о нем почти забыли до 1970-х годов, когда дайверы Саймон Мартин и Алекс Кроуфорд возобновили усилия по подъему ценностей. Работа была сложной и опасной из-за сильных течений и волн, обрушивающихся на риф, что делало погружения в мелководье над обломками чрезвычайно рискованными. Тем не менее, за пять лет и около 200 погружений им удалось извлечь около 250 тонн цветных металлов, после чего корабль вновь был оставлен на милость природы.

Сегодня останки "Оушеника" лежат на координатах 60°07.019’N, 001°58.843’W (WGS84). Обломки, ориентированные примерно с северо-востока на юго-запад, разбросаны на обширной площади на глубинах до 20 метров, преимущественно в мелководье. Видны двигатели, а три огромных котла почти не повреждены. Площадь обломков составляет около 200 на 30 метров. Погружения к обломкам возможны только в период затишья прилива и в спокойном море, так как волны, бьющие о риф, делают погружения в штормовую погоду крайне опасными.

Источник

Интересный факт: так и не построенный "систершип" "Оушеника" должны были звать... "Олимпиком". Название потом пригодилось ;)

Отредактировано (2025-08-25 10:22:02)

#277 2025-08-25 16:33:23

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

Спасибо, очень интересная история и незаслуженно забытый корабль! Кстати, правильно ли я помню - их было вроде два? И третий "Oушеник", собственно, так и не построили, потому что владелец верфи (уже не из лиц, как-то связанных с "Титаником"), хм, проворовался?

Отредактировано (2025-08-25 16:33:58)

#278 2025-08-25 17:36:24

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

Анон пишет:

Кстати, правильно ли я помню - их было вроде два?

Даже пять))
Первый "Оушеник" 1870 года постройки был тоже для времени передовым, заодно стал родоначальником целого семейства - собственно, "Оушеник", "Атлантик", "Балтик" и "Рипаблик" (который на закате карьеры водил небезызвестный нам капитан Смит).
Затем герой заметки, верно.
Следующий "Оушеник" должен был быть построен в 1930-е (идея появилась аж в 1926-м), но не сложилось: виной ли тому великая депрессия или персонально лорд Килсант... Про проворовался не в курсе, а вот что его компания не выполнила финансовые обязательства по облигациям с фиксированной процентной ставкой (выразительно смотрит в сторону "Титаника") - ето факт.

Последующие два "Оушеника" строились в 1960-е, по сути представляют меньше интереса и в конструкторском и в сюжетном плане.

#279 2025-08-25 19:25:59

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

Анон пишет:

Про проворовался не в курсе, а вот что его компания не выполнила финансовые обязательства по облигациям с фиксированной процентной ставкой (выразительно смотрит в сторону "Титаника") - ето факт.

Да, это под "проворовался" и имелось в виду, извиняюсь за неточность. Жаль, что такой сюжетище обходят...

#280 2025-08-28 20:12:45

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

С пристальным вниманием засмотрела новое творение м-ра Майка Брэди

что было бы, если бы с айсбергом столкнулась "Лузитания"

Ну что сказать, если вкрации, можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести фаната "самого лучшего корабля" из делулу мода.

Перво-наперво, не очень ясно, почему автор видео ставит суда в заведомо неравные условия, "Титаник" запускает в своем умозрении с фактическими 21-22 узла, а "Лузитанию" разгоняет до крейсерской, 24-26 узлов. Ночью? После шести предупреждений об айсбергах?
Но предположим.
Спойлер: у "Лузитании" получается выжить хуже, чем у "Титаника".
Кое-чего мальчик не учитывает как класса - размер, скорость ответа на руль и маневренность при равной скорости, ну и конечно качество материалов постройки.
О материалах "Титаника" здесь, а "Лузитании" - здесь. Коротко: предел прочности стали "Лузитании" - 595 МПа против 430–490 МПа у "Титаника". Кроме непосредственно повреждений корпуса, напомню, это обеспечивало дополнительный запас прочности на изгиб 1 000 000 фут-тонн при минимальной осадке. Это значит - корпус устойчивее к нагрузкам при столкновении. Даже при повреждении нескольких отсеков.
Скажем, если ставить суда в равные условия скорости - т.е. 21-22 узла, то у "Лузитании" никакого столкновения вообще не будет (меньше масса и выше скорость ответа руля). Почему? Пруфы из "Вестника Американского общества морских инженеров" (том 20, 1908 год), о ходовых испытаниях "Лузитании"

Скрытый текст

Что это значит? Что если принимать во внимание минимально установленное расстояние до айсберга с момента его обнаружения (457 м., на слушаниях Сената), то переложение "Лузитании" на новый курс все равно состоится и займет менее 440 метров. Она элементарно успеет отвернуть, а если учитывать конструкционные особенности и разгруженную от "дерева" корму, то даже без особого инерционного ущерба.

Если доводить ситуацию до столкновения (повышая скорость Лузитании до ее 24-26 крейсерских), то повреждения будут примерно одинакового характера но гораздо скромнее по размеру и протяженности (потому что качество материала).
Это будет значить меньшее поступление забортной воды на единицу времени - успеют закрыть аварийные двери (напомню, что у "Лузитании" и "Мавритании" (в отличие от) были панели с индикаторами, которые так красиво Кэмерон врисовал в "Титаник", что закрыто, а что - нет) и двери угольных бункеров.
Если соблюдены эти условия, то дело за насосами и выравниванием оси киля до приемлемых 5-10%, спуск шлюпок и ожидание помощи бесконечно долго - судно не тонет, т.к. угольные бункера (они же пространство между внутренним и внешним бортом) герметичны. Даже если (!) вода попадает не в пространство двойного борта - у "Лузитании" тупо выше переборки (на одну палубу ниже шлюпочной), т.е. "перелив", если он-таки будет - вопрос десятков часов, если вообще.

📘

Отредактировано (2025-08-29 13:44:48)

#281 2025-08-28 20:26:46

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

Чудесный разбор, спасибо! Мне тоже показалось, что... слишком уж смело было допущено, что "Лузитания" получила бы вот в точности такие же повреждения.
Тем более... Не стоит сбрасывать со счетов и слова капитана Тернера, сказанные им на Слушаниях по ограничению ответственности. O том, что "кина не будет" (с) и "Oскаров" тоже после такого ряда ледовых предупреждений он бы просто остановился на ночь (если правильно помню).

Отредактировано (2025-08-28 20:28:34)

#282 2025-08-28 20:43:10

Анон

Re: Корабли и их айсберги[фандомное][кино][yes comments]

Анон пишет:

Не стоит сбрасывать со счетов и слова капитана Тернера, сказанные им на Слушаниях по ограничению ответственности. O том, что "кина не будет" (с) и "Oскаров" тоже после такого ряда ледовых предупреждений он бы просто остановился на ночь (если правильно помню).

Q. Under the above circumstances, would it be reasonably safe for such a vessel to proceed at a speed of 20 knots an hour or upwards?
- Certainly not; 20 knots through ice? My conscience!

по-русски

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума