Спасибо предупредили;-)) И вообще Все Было Не Так!(ТМ)
Оно и правда начинается сценой формата "неизвестно что неизвестно откуда"(с) книга поступлений Чердынского музея)
Говорят, как выясняется, Саурон и Хелкар. Наблюдают каких-то играющих детей.
Сокращаем красивости, по сути.
"— Ты уверен, что именно он тебе нужен?"
(Видимо, один из детей.)
"— Хочешь, — тронул своего собеседника за плечо, подался вперед тот, кого в землях Ханатты называли Саурианной, — хочешь, я всё верну назад? Для тебя — сейчас? Хочешь?
Он вдруг показался невероятно юным — словно стоял у истока мира, когда можно было творить и вершить безоглядно, повинуясь лишь сердцу. И важно было только слово его собеседника — только то, что он ответит, потому что юноша-фаэрни в этот миг готов был перевернуть землю и небо, готов был обратить вспять время. Довольно одного слова — и, чего бы это ни стоило, он и вправду всё вернёт назад, сделает так, чтобы мальчишка, которого ещё не зовут Хэлкаром, никогда не ступил на вершину Менелтармы. Довольно одного слова, а цена не имеет значения. В это мгновение возможно было всё.
— Нет, — ответил нуменорец.
А ещё он сказал:
— Я получил ответ."
Ну и да, ЧТО ЭТО? Логически было бы предположить, что один из детей - будущий Денна, и Хелкар "пасет" его с детства на пару с Сауроном. Хронологически возможно, он из поколения внуков, что ли? или правнуков, того самого Керниена, к которому Хелкара прислали для начала. Так это или не так, мы узнаем довольно скоро.
Меня другое интересует. Ну помимо - да-да, к разговору о несомненной святости любого творчества - "творить и вершить безоглядно, повинуясь лишь сердцу" (ну т.е. ТЗ и деятельность других пуская побоку!
Уважаемый "фэарни" собирается ЧТО? Повернуть время в Арде вспять? Переместить по нему Хелкара? А что ему дает уверенность, что он чисто технически это может? (а не только хочет!)
*
...но дальше начинается основное повествование, и это уже точно Ханатта.
Но удивительнее того, что Ниенна тут полемизирует со старым текстом про Денну! Вот прямо конкретно словами! (Текст иллетовский, довольно короткий, в стилистике, пожалуй, летописного сказания. Мы про него еще скажем.)
...точнее, внутри текста полемизирует сам Денна!
"— Что вы говорите?.. Великий Хэтум, какая чушь! Вы летописец или собиратель легенд? Ах, летописец... тогда будьте добры выслушать и не рассказывать мне мою же историю, да ещё и такими высокими словами. Мне совершенно не нужна очередная легенда о великом Защитнике Юга, или как вы меня там собирались назвать; да и вам, полагаю, тоже. Вот так вот прямо я и пришёл, а он меня сразу принял? И сказал, что мне суждено свершить великое?...
Что значит — «земля та таинственна и полна огня»? Или вы полагаете, что мы так ничего за несколько столетий и не узнали об Эшарат?.."
Это прямо конкретное заглавие текста - "О Духе Юга", и о звании Защитника там идет речь. и цитата есть...
Но если там Денна идет как-то наобум, но в Ханатте ЧКА-ВЭ, оказывается
"В Земле Огня королевские и княжеские сыновья обучались уже не первый десяток лет, а у меня, как вы справедливо заметили, действительно были способности к наукам, хотя мне с детства мечталось быть воином — таким, как государь Керниен. О, если бы вы слышали, какие баллады о нем слагают! — трудно мальчишке не возмечтать о такой славе.."
Кстати, напомню, что Керниен появляяется в истории Хелкара, но в отличие от черновиков и Великой Игры (где он так или иначе гибнет), в этой версии повествование просто "забывает" про него в какой-то момент. Да и тут так и яснее не стало - ну, он великий легендарный герой, но он трагически погиб или всех победил и мирно скончался??..
Итак, в этих краях Мордор заместо университета (да, там же библиотека!;-)
Денна отпросился и поехал учиться.
"Колдовская земля? Радуги над водопадами? И чёрные лебеди? — ну, не знаю… навряд ли; да и не до того мне тогда было, чтобы любоваться местными красотами. На дороге через перевал нет ни постоялых дворов, ни селений, места для ночёвки не слишком удобны — но это самый короткий путь. Ну, и ехал я не один, и не засиживались мы на месте: очень хотелось поскорее добраться до замка — какие уж тут водопады и радуги!
Здесь никакого волшебства не было тоже..."
Продолжение критики черновика от Иллет. Уж не знаю, почему Ниенне не зашел именно он, там ни все в основнром какого-то схожего стиля и направленности, по-моему! Но да, там Денна любовался на красоты природы в Мордоре(!).
О, кстати, очередной кивок Барад-Дуру:
"Говорили, Эхад Хэшанур создан словом, песнью и мыслью — и в это я, пожалуй, поверил сразу."
...но почему мы об то узнаем только по косвенным упоминаниям, я так и не понимю... Творениие замка - интимный процесс?
Но Мордор, оказывается, это не земля Саурона!
"Что все названия здесь были на ханаттай-ита, я сперва просто не осознал, потом, задумавшись, удивился, а после — гораздо позже, надо сказать, — понял. Саурианна, кроме замка этого, ничего здесь и на считал своим...
Только здесь и был его дом, всё прочее принадлежало нам. Нет, не ханаттанайн — людям; просто ханаттанайн и степняки поселились здесь первыми."
Ни... ежа себе, все людям. Бедный ты несчастный, и земли-то своей нет, по чужим мыкаешься...
Еще кусок критики - про встречу с Сауроном:
"Тронный зал?.. Нет, Высокий зал предназначен для встреч королей и правителей — и то, скорее, чтобы соблюсти придворный этикет, существующий везде, где есть короли и правители. Чаще он используется как зал собраний...
Вы напрасно пытаетесь меня изобразить благонравным и мудрым юношей, с младых ногтей радевшем о благе страны..."
(Уважаемый Денна, я не знаю, где на данный момент находитесь вы - по мне, так за гранью мира балду пинаете - и очень, похоже, соскучились!- но этот летописец, кстати, он находится с вами как говорится, в одной комнате? И он летописец ЧЕГО? Ханатты? Ну, значит, хранили вы ее, хранили, а за летописанием не присмотрели...)
В общем, все было проще.
"Меня представили мастерам, показали мои комнаты и сразу взяли в работу...
Мне грезились великие подвиги; в моих мечтах принц — я, то есть, — разил врагов, завоёвывал города и земли до самого Моря Заката..."
А Мордор несколько смутил нашего принца своим демократизмом:
"Но по первому времени было непривычно: всё-таки сын короля, хоть и не наследный, а со мной вместе учились и те, кто был вовсе не высокого рода... Ну и, конечно, никаких этих «ваше высочество», «извольте откушать» и прочих. Жёстко."
Да вообще ужас!
В общем, типичная история про закрытую школу, где гоняют от души, но учат на совесть.
....слушайте, а она ведь, наверное, и магическая школа... Так вот ты какой-, средиземский Хогвартс! А письма нетопыри носят, не иначе.
Фехтование там всякое, а еще
"История, философия, кузнечное дело... Мне не хватало времени: спал мало, ел всё, ходил голодным, поджарым, как степной волк, загорел до черноты... Интересно было. А библиотека!...
Там были наши лучшие повести, трактаты по алхимии, наблюдению за звёздами, морскому делу, но больше всего оказалось книг по истории...
Пришлось учить другие языки: адунайан, синдарин, и тот, древний — на нём говорили северяне из земли Семи Городов, там он почитается языком мудрости."
Особенно по морскому делу они тут по делу, да. Сайта небось завел, читает на досуге, вспоминает...
В общем, из Мордорского университета способный юноша не хотел возвращатся, потому что и спасать, конечно, Ханатту ему было не от чего! (пока)
" Что мог получить младший сын? — небольшой надел земли, два-три города во владение...
Нуменорцы после разгрома за тринадцать лет до моего рождения сидели тихо, даже на Пограничье стычек не было, через Хъяран-ллар не переходили — войны не предвиделось, тишь да гладь.
Хэтанн вёл у нас занятия по истории войн. Не позволял делать записей. Испытаний по его предмету нам тоже не полагалось — так он решил."
(Что это за загадочный препод и нужен ли он нам? Но, похоже, предмет его называется "хочу просто потрындеть об истории".)
И да, это на Х. - кажется, титул. В общем, не все хотели слушать ист.трепологию дальше, но Денне понравилось.
И судя по тому, как подорвался этот на Х. на высказанное Деной мнению о Нуменоре (прием не ему!), зовут его, видимо, тоже на Х. - Хелкар.
"— Значит, вы именуете «западными выродками» народ, который за несколько столетий завоевал значительную часть материка, неоднократно одерживал над вами победы, а на данный момент является самым сильным и основным вашим противником?... Учитесь, айанна, уважать своих противников...
И тут у меня вырвалось:
— Мы не хуже их умеем...
Он уже собрался уходить, а тут повернулся ко мне и спросил:
— Что именно умеете?
— Учиться, — закончил я; само вырвалось — сказать-то хотел совсем другое. Но, видимо, это был верный ход.
— Хорошо, — сказал он. — Посмотрим."
...вроде бы явно назревала история, как хеттан-Хэлкар будет гонять его ковыряом (дело происходит в тренировочном зале), но нет! Он будет гонять его наукой - это интересно!
(Кстати, упоминает " с нами занимались ещё двое нуменорцев" - но это умбарские морэдайн, тут-то ничего странного).
"Дальнейшее выглядело суровым наказанием. Нам давали часы отдыха, чтобы мы могли заняться своими делами; у меня этого времени не было. Постоянные тренировки, тяжелейшие; многие интересовавшие меня предметы были из моих занятий исключены, осталось только самое необходимое...
Я стискивал зубы и шёл на прокля́тые занятия — каждый день, пока однажды хэтанн снова не появился рядом.
— Что же, айанна-эшет? — спросил. — Научились?
...После этого он дал мне ещё несколько уроков, и, как я тогда полагал, признал к чему-то годным, поскольку, единственного из всех, направил сперва в тренировочный лагерь, а затем — на Пограничье, в действующую армию."
Если это НЕ обида и мстя - а такая долгая выглдела и правда глупо, хватило бы поединка, то, видимо, это продолжение истории, как Денну "пасут"? Ему, конечно, ничего не говоря, зачем?
Особенности мордорской военной науки.
"Лагерь удивил меня сразу: два-три навеса, еле тлеющий костерок — и всё. То есть, совсем — всё. Ни шатров, ни коновязи, ни оружейных стоек...
...я спросил, куда можно поставить коня. Парень... которому — хотя этого я тоже ещё не знал — предстояло стать чем-то вроде моего личного наставника, усмехнулся... и заявил: а коня мы отправим назад, здесь он тебе не нужен...
Пожав про себя плечами, я осведомился, где разместиться мне самому, и немедля получил ответ: везде. Где только сможешь.
— То есть? — не понял я.
Парень посерьёзнел и сказал:
— Любые стены можно разрушить, любую крепость взять штурмом — даже Эхад Йарнэ[5]. А у нас нет крепости, которую можно штурмовать. Нет стен, которые можно разрушить. Нет дома, который можно сжечь. Нет даже очага, который можно потушить. Поэтому с нами нельзя бороться.
— А где же вы живёте? — всё ещё не понимая, спросил я."
Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу, куда идти!(с)
Элитные боевые бомжи, простите меня.
В общем, его там учили и чему-то научили. (О чем сказано кратко, с одним не оч. внятным курсивным эпизодом, где такой боец-живущий-везде отвечает каким-то противникам, что готов умереть "Ради жизни".)
Но, понятно, нельзя ж ему об этом прямо сказать!
"На все слова благодарности он ответил одним коротким кивком, и только когда я взял коня под уздцы, промолвил:
— Для начала неплохо. Пожалуй, ты смог бы у нас учиться, — готов поклясться, что в его голосе прозвучало сомнение...
Уже по дороге, размышляя над этими словами, я подумал: все эти полтора года были лишь новым испытанием, показавшим, что я пригоден к чему-то, пока мне неведомому."
Это он верно просекает. И, что интересно, ему совершенно пофигу. Учат - значит надо. Кому? Зачем? Пусть Саурианна думает, у него голова большая, с Солнце...
Его еще посылают на (какое-то) Пограничье, затем вернулио обратно, и юноща осознал, что оторвался от сверстников.
"Возвращаясь в замок, я всю дорогу представлял себе встречу с друзьями, заранее радуясь ей. Но вышло всё совсем не так, как мечталось. Сверстники казались как-то младше меня несмотря на то, что во многих дисциплинах преуспели больше."
А хэттан-Хэлкар начал второй курс ист.болтологии.
"Только на этот раз разбиралась не история войн, но сама война. Здесь я узнал, насколько она грязна, подла и смертоносна...
Ни к какому выводу тогда я так и не пришёл, но и этот курс прослушал до конца."
В общем, Хелкар явно потравил много баек из жизни назгула-ветерана...
Затем Денна упоминает: "Срок моего обучения близился к концу" (но он опять не хотел домой). Интересно, а как он узнал о сроке, если его учили по индивидуальной программе, ему неизвестной?
Тут к нему опять забрел хэттан и начал гонять его в смысле боевых навыков сам, причем практически молча; при этом Денна "давно уже знал, конечно, и кто он, и как его имя" (спасибо, могли бы и нам на всякий случай подтвердить!)
Потом Хелкар еще играть с ним в какое-то "амхарим" (в общем, игру с фигурами). Натурально, выигрывал. Видимо, учил стратегическому мышлению. Юноша уперся и однажды устроил по крайней мере ничью.
"Впервые он мне улыбнулся. Скупо, одними губами.
Я едва не плакал от счастья.
Чего вы хотите? — внезапно спросил он.
Я чуть было не сказал — чего; кажется, он меня понял.
А ещё? — говорит.
И что-то со мной случилось — словно вода точила плотину, а потом внезапно, в одночасье, плотина эта рухнула: я начал рассказывать ему, и рассказал всё. Не о славе и подвигах — к тому времени я успел уже переболеть этим внутри себя: о том, чего не свершить, не увидеть, не успеть... обо всём.
Идёмте, Денна[6], — сказал он, впервые назвав меня по имени.
Вообще-то я понял на этом хрустальном взлёте мысли — сразу, к кому мы направляемся..."
(Страсти в клочья таки состоялись, хотя и в сильно урезанном виде.)
И Денне даже жали конкретное задание!
" По дороге хэтанн объяснил суть нового задания: я должен был отправиться в поездку по союзным землям, дать свою оценку боеспособности их армий и возможности проведения совместных военных действий — на тот случай, если возникнет необходимость в крупных операциях.
"
Да, кстати. Таки у Мордора есть армия? Ну эта, которая везде как тараканы? а из кого? Просто люди сами приходят??
И в университет тоже... Так, как-то сам собой собрался целый Мордор людей... пока, кстати, исключительно мужеска пола. Вот не прошу назгул-девицу, но неужели учиться не идут??
"У высокой двустворчатой двери он остановился и сказал:
— Всё, что вам поручено, теперь должен утвердить айанто. Только не воспринимайте это как экзамен. Степень вашей готовности и ваши знания при встрече с ним не будут иметь никакого значения.
И открыл двери.
Почему-то мне казалось — будет тронный зал, престол Властелина... словом, именно так, как повествует ваша легенда. Наверное, во мне вдруг заговорили мальчишество и юношеская восторженность."
(Еще один пинок старому тексту).
И да, понятно, айанто логическими соображениями не интересуется, зачем ему?!..
В общем, зал был опять не огромный и не тронный.
"— Вот приказ о вашем вступлении в должность, — сказал; прозвучало это буднично, вовсе не торжественно, да и в нём самом в тот момент мне не увиделось ничего необычайного. — Я вас не задерживаю; можете приступать к исполнению обязанностей.
В глубине души я недоумевал: и это всё?.. Но аудиенция явно была окончена, а потому мне не оставалось ничего, кроме как поклониться, повернуться и выйти.
Хэтанн за мной, впрочем, не последовал."
....остался с С. трепаться и пить коньяк?...
О, коньяк под вопросом, но стенограмму беседы нам предоставили!
"Когда дверь закрылась за ненаследным принцем Ханатты, Ортхэннэр встал, задумчиво прошёлся по комнате, поигрывая пером; сказал:
— Вполне. Вполне возможно. Но не думаешь ли ты, что в определённый тобою срок он всё ещё не сможет сделать этот шаг?
— Тогда в Ханатте появится новый философ. Или поэт, — веселья в короткой сухой усмешке было — как воды в пересохшем колодце.
— И ты этого хочешь? — не поднимая глаз, Саурианна вертел на пальце тяжёлое золотое кольцо без узоров и камней. Его собеседник пожал плечами:
— Мои желания не имеют значения. Только его собственный выбор."
Ну конечно я его гонял-гонял, готовил-готовил, а еще мы его приказом в должность определили, но важен исключительно его выбор...
А за разговором, как это часто, следует не-разговор.
"Шёл по коридорам, а в нём продолжением несказанного звучало:
— Он всё ещё не знает себя, не успел понять цену силе. Дети… дети очень любят стрелять далеко и метко, бить сильно и точно. Это могут очень многие: искусно убивать и выживать при этом. Меньше тех, кто может мыслить. Немногие способны принять на себя ответственность. И лишь некоторые способны сочетать в себе все эти качества. Но и они — не единственные в мире; и за время жизни Арты эти некоторые могут превратиться во многих. А вот осознавать цену каждого шага и при этом идти вперёд…
Королю показалось — фаэрни никогда не окончит фразу. Он и не ждал окончания.
— Наверное, я этого уже не могу, — донеслось до него отголоском мысли. Как вздох."
На этом пока конец главы в истории вечного студента МордГУ, продолжим завтра!