Наш обзор для его обозримости и простоты поиска;-) ограничен словом repent и его производными, так что различные угрызения совести, упреки себе и сожаления остаются за бортом.
Пока беру тупо печатный Сильм. В целом он проверен на то, откуда что взялось, и оно все, кроме одного случая (коий отмечен) и правда откуда-то: Квента 5 тома, Анналы Амана, Серые Анналы, Поздняя Квента, Повесть Лет.
Рано или поздно будет выпуск 2 (материал для него даже практически собран) про кающихся вне Сильма, что раньше (за вычетом Лостов, так я решила (и не раскаиваюсь!;-)), что позже, до самых последних. Тоже с любопытными выводами, похоже, но и тут, обещаю, будут.
Кстати, при поиске сведений об этимологии этого английского слова попалась мне любопытная заметка: что если теперь существует некая смысловая разница между "раскаяться" и "сожалеть", то в старых текстах ее как раз нет, раскаяться - это и есть пожалеть о сделанном и делать иначе.
и мне любопытно - при интересе Толкина к истории слов и всякой архаике, будет ли тут действовать эта закономерность.
Итак, истории про раскаяние начинаются с эльфов и довольно рано, уже в Великом походе.
1) Эльфы по дороге от Куйвиэнен - не всем понравилась дорога:
"Then not a few grew afraid and repented, and turned back, and are forgotten
Тогда многие из них и спугались и раскаялись/сожалели, и повернули назад, и забыты."
Вряд ли они себя демонстративно били пяткой в грудь, особенно перед Ороме. И требовать от них этого точно не требовали, от них скорее ожидали, что раз они пошли, то и дальше будут...
2) перескакиваем сразу в Непокой.
(Интересно, что в версии Сильмариллиона история с пленом и освобождением Мелькора обошлась без данного слова, а есть тексты, где оно там как раз есть в количестве.)
Речь Финголфина к Финве, ровно перед тем самым приходом Феанора с мечом.
"Thou it was that led the Noldor upon the long road through the perils of Middle-earth to the light of Eldamar. If thou dost not now repent of it, two sons at least thou hast to honour thy words.
"Ты... вел Нолдор долгой дорогой через опасности Средиземья к свету Эльдамара. Если ты теперь не раскаиваешься/сожалеешь в этом..."
Вот я тут вижу вполне явное "как те, кто этих опасностей испугался и повернул обратно". И мало того, это "раскаяние", по мнению Нолофинве, похоже - не лучшая идея.
3) Исход пошел. И по дороге на Север не сошелся во мнениях
"and many repented of the road and began to murmur, especially those that followed Fingolfin, cursing Feanor, and naming him as the cause of all the woes of the Eldar.
"...и многие раскаялись/сожалели, что (отправились в) дорогу, и начали роптать, особенно те, что следовали за Финголфином, проклиная Феанора.."
Как видите, назвать это настроение покаянным в привычном нам смылсе тоже трудно;-) И пяткой они, наверное, хотели бы побить в грудь скорее Феанора, чем себя.
4) Другой берег, другая часть Нолдор, уже время по восходе Светил (и потенциально срачегонная цитата)
"Many of Feanor's people indeed repented of the burning at Losgar, and were filled with amazement at the valour that had brought the friends whom they had abandoned over the Ice of the North; and they would have welcomed them, but they dared not, for shame.
"Многие из народа Феанора в самом деле раскаивались в/сожалели о сожжении кораблей в Лосгаре и были исполнены изумления перед доблестью, что провела их друзей, которых они покинули, через Льды Севера; и они были бы рады приветствовать их, но не решались - из стыда."
Речь опять же идет о действиях сугубо внутренних (разве что в каких-то разговорах между собой тогда проговоренных), никто от них ничего не требует.
5) Тингол запрещает Квенью.
"All the Sindar shall hear my command that they shall neither speak with the tongue of the Noldor nor answer to it. And all such as use it shall be held slayers of kin and betrayers of kin unrepentant.
"Все Синдар услышат мой приказ, и они не будут ни говорить на языке Нолдор, ни отвечать ему. А все те, кто будет им пользоваться, будут считаться нераскаянными убийцами родичей и предателями родичей".
Вот тут у нас, пожалуй, первый раз появляется идея "каяться перед кем-то". Хотя, строго говоря, Тинголу, заметим, не то чтобы нужно, чтобы они покаялись, а чтобы они (задолбались), ему вообще что-то не от Нолдор нужно! Их он явно уже счел "нераскаянными убийцами" и запретил им вход в Дориат... и, в общем, все о них. Зато ему нужно, чтобы *Синдар* (его подданые, в отличие от этих вот) говорили только на Синдарине.
6) Нестроения у людей Эстолада. Амлах агитировал уходить обратно за горы - а потом ту же тему развил в его облике кто-то посторонний, отжег на все деньги и напугал народ.
"But Amlach repented, saying: 'I have now a quarrel of my own with this Master of Lies, which will last to my life's end'; and he went away north and entered the service of Maedhros.
"Тогда Амлах раскаялся/пожалел, говоря: "Теперь у меня моя собственная вражда с Господином Лжи, и она продлится до конца моей жизни" - и он отправился на север и поступил на службу к Маэдросу".
Тут, как видите, в результате раскаяния человек к феанорингам ушел! И тоже никто его не заставлял сделать именно так (хотя у сородичей наверняка были вопросики к диспозиции "- Что ты нас так напугал? - А это был не я!" - и его товарищ по разговорам таки решил, что тут точно надо уходить за горы - а он вот решил иначе.)
7) Халадины отправились куда глаза глядят (премущественно глаза Халет) и по хорошей белериандской привычке влезли в Нан Дунгортеб.
"At last they crossed over the Brithiach, and many bitterly repented of their journey; but there was now no returning.
"Наконец они перешли через (брод) Бритиах, и многие горько раскаялись/сожалели о своем путешествии, но возврата не было".
То есть был, но опять через Нан Дунгортеб. И опять же, может они кого и хотели побить пяткой в грудь (пауков или сородичей), но их точно к этому никто не принуждал!
8) Вы не поверите, но раскаивается у нас Тингол! Причем в клятве! Прямо перед Береном! Но есть нюанс....
"But Thingol spoke slowly, saying: 'Death you have earned with these words; and death you should find suddenly, had I not sworn an oath in haste; of which I repent, baseborn mortal, who in the realm of Morgoth has learnt to creep in secret as his spies and thralls
"Но Тингол сказал..."Ты заслужил смерть своими словами, и ты бы нашел смерть немедленно, если я бы я поспрешно не поклялся. в чем я теперь раскаиваюсь/сожалею..." (пропущены дальнейшие ругательства)
В общем этого тоже ни одна холера за язык не тянула. Совершенно добровольное раскаяние! Но заметим, нарушить данную клятву оно даже Тинголу идеи не внушает, так что раскаяние было без прямых последствий.
9) А вот и наш конец первой эпохи наконец.
"and the cruel servants of Celegorm seized his young sons and left them to starve in the forest. Of this Maedhros indeed repented, and sought for them long in the woods of Doriath
"...и жестокие слуги Келегорма захватили его (Диора) юных сыновей и оставили их умирать от голода в лесу. Об этом Маэдрос поистине раскаивался/сожалел, и долго искал их в лесах Дориата..."
В общем, явно по личной инициативе и очень деятельное раскаяние. А что нерезультативнрое - не его вина. (Надеюсь, помянутые слуги тоже о чем-нибудь пожалели, хотя бы под влиянием внешних обстоятельств!)
10) Маэдрос кается, вып. 2. (Но есть нюанс!)
"Now when first the tidings came to Maedhros that Elwing yet lived, and dwelt in possession of the Silmaril by the mouths of Sirion, he repenting of the deeds in Doriath withheld his hand.
Когда же к Маэдросу пришли первые вести о том, что Эльвинг еще жива (!) и живет, владея Сильмарилем, в устье Сириона, он, раскаиваясь в/сожалея о сделанном а Дориате, удержал свою руку".
Моя любимая тупая шутка здесь: какую руку - какой?
Потому что формулировка-то редакторская. Хотя глава о Дориате собрана из тех еще запчастей, - прошлое упоминание, например, успешно наследует Повести Лет.
А это вот прикатилось к нам из Анналов Белерианда, где на его месте было:
Майдрос узнал о подъеме Сирионских Гаваней, и о том, что там находится Сильмарил, но он отрекся от своей клятвы.
А в той же Повести Лет:
"Сыновья Феанора узнают о подъеме Новых Гаваней, и о том, что там находится Сильмарил, но Маэдрос отрекается от клятвы."
Хотя логика, строго говоря, совершенно понятна. Раз отрекся, прошлый раз ему явно не понравился. И он изменил свое поведение.
....а вот после этого у нас с выражениями раскаяния все глухо.... аж до времен Тар-Палантира!
11-12)
"But his repentance was too late to appease the anger of the Valar with the insolence of his fathers, of which the greater part of his people did not repent."
"Then some few would repent for a season, but others hardened their hearts, and they shook their fists at heaven, saying: 'The Lords of the West have plotted against us. They strike first. The next blow shall be ours!' "
"Но его раскаяние было слишком поздним, чтобы умерить гнев Валар, из-за нечестия их отцов, в котором большая часть его народа не раскаялась".
"Тогда некоторое не время раскаялись, но другие ожесточились сердцем, они потрясали кулаками, грозя небу и говоря: "Владыки Запада замышляют против нас. Они ударили первыми. Следующий удар будет нашим!"
И вот тут мы оказываемся внезапно посреди отношений Валар и нуменорцев, и тут все по-другому, чем было раньше, даже с людьми!
есть перед кем. есть "гнев" этих Валар по поводу тех, кто не....
В общем, давайте сделаем заметку: в сюжете о Нуменоре все по-своему.
13) Начало гл. "О Кольцах Власти...", Саурон!
"Sauron put on his fair hue again and did obeisance to Eonwe the herald of Manwe, and abjured all his evil deeds. And some hold that this was not at first falsely done, but that Sauron in truth repented, if only out of fear, being dismayed by the fall of Morgoth and the great wrath of the Lords of the West. "
Саурон снова принял прекрасный облик и изъявил покорность Эонве, герольду Манве, и отрекся от всех своих злых дел. И некоторые полагают, ято поначалу он сделал это непритворно, но что Саурон в самом деле раскаялся, пусть даже только из страха, будучи обескуражен поражением Моргота и великим гревом Владык Запада".
...и тут, что интересно, оно в определенном смысле похоже на историю с нуменорцами.
(В указателе упоминается о раскаянии Амлаха и Тар-Палантира. Вообще - скажу авансом по остальным текстам это такая базовая характеристика Тар-Палантира. Он кается. Но можно ли это как-то обозначить в эльфийских языках, мы выясним к следующему выпуску, а в Адунаике у нас, босюь. с гарантией таких слов нет, потому что слов вообще очень мало;-( ).