Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2024-04-29 13:05:07

Анон

Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Начинал я, как и многие. С фотографии.
Подруга предложила пофотографировать ее и сказала, что она уже много раз так делала и все нормально. Было странно, но мне понравилось. Потом я еще несколько раз фотографировал ее.
После мне стало не хватать одной модели, я стал фотографировать на вечеринках, дома, потом вообще на улице.
Потом я узнал о существовании композиции, приложений для редактирования фотографий, разных видах объективов. Меня затянуло, но я не осознавал этого. Я купил штатив вместо трусов, серьезно задумался о покупке новой камеры, встречался в темных подворотнях с мутными личностями, пытавшимися выдавать Соньку за Лейку... Я падал на самое дно.
На праздновании Нового года познакомился с Ним. Он - сам дьявол, распахнувший для меня ворота в Ад киноиндустрии. Он - режиссер монтажа, позвавший меня к себе учеником и немного ассистентом.
Он показал мне разные фильмы, кадры и приемы. Он открыл для меня «Монтаж: телевидение, кино, видео» А.Г.Соколова.
И я уверовал.

Теперь пытаюсь служить апостолу киномонтажа и привлекать новых адептов в наши сети.


ЗЫ: если серьезно, то что-то слишком много для меня одного информации, мне нужно что-то, чтобы упорядочивать ее, иначе я сойду с ума.

#2 2024-04-29 13:26:43

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

И первым постом будут, разумеется, 10 заповедей принципов монтажа по Соколову.

Оставь надежду смотреть фильмы как прежде всяк сюда входящий!
Потому что я начал подмечать эти моменты уже через неделю. Через месяц их количество увеличилось. Сейчас сюжет практически ускользает от меня, потому что смотрю я уже не на него.

Вообще есть хорошее видео (Он говорит, что хорошее, и я верю) на эту тему с примерами и подробными пояснениями:
https://youtu.be/QqBwIeqMyC4?si=6CfG3_4QUJApJAHB

Для тех, кому не лень читать текст:

Скрытый текст

#3 2024-04-29 15:21:36

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Я писал пост, а Холиварка решила, что вот сейчас самое время выдать этот случайный баг и разлогиниться((( А я устал писать. Поэтому кратенько:

Крупный план часто используется для акцентирования внимания зрителя. На эмоциях персонажа, на каком-то объекте. И поэтому часто используется в диалогах, мол, гляди как его перекосило.
Как пример "Объединенная зона безопасности"
https://youtu.be/__nuFdB-urA?si=89IHKP8FkFtl13br

Хотя в этом же фильме есть офигенный пример съемки диалога крупными планами. Часто диалог снимают "восьмеркой", то есть мы видим говорящего как бы через плечо собеседника, и потом идет переключение на вторую камеру, но тут режиссер снял сцену панорамными переходами. Кросивое.
https://youtu.be/Pz_pRgprOi8?si=ZyMoxAFIMK2UIvPs

Но я не об этом!

Я вообще нес сцены диалогов, где режиссер избежал (или почти избежал) крупных планов.

Классический пример - Славные парни 1990
https://youtu.be/s0mO5jObVnQ?si=OQIMQHa7tYQvfVPe

По легенде на репетициях Скорсезе позволял актерам в некоторых сценах делать то, что им заблагорассудится. Он делал копии и оставлял то, что нравилось ему больше всего. Во время репетиции Пеши спровоцировал всем известный теперь диалог, который однажды имел неосторожность поддержать с настоящим гангстером, ожидая столик в кафе в Куинсе. Скорсезе переписал диалог и вставил его в сценарий. Во время съемок он утаил наличие этого диалога от актеров, сидящих вокруг Пеши и Лиотты, чтобы их реакция была натуральной. И снимал именно средним планом, чтобы зритель видел выражения на лицах людей вокруг главных героев.

Еще пример - Убийцы цветочной луны 2023

Отдельно сцену я не нашел, поэтому смотреть https://dzen.ru/video/watch/65dcf5d33474ef16c041608f с 01:21:37, а сюда внесу картинку
h280_52075370.jpg

Тут есть пара крупных планов, но основной акцент делается не на эмоциях героев как таковых, а на контрасте между ними. Она замкнула, молчалива, почти неподвижна (по крайне мере, не меняет позу), он эмоционален, кричит, жестикулирует, много двигается. Еще и сама композиция: соблюдено правило третей, но героиня расположена в нижней трети, от чего создается ощущение давления на нее со стороны героя, скат крыши еще этот, направляющие линии, столб за спиной у Лео, дополнительно "вытягивающий" его часть кадра, разная температура источников света... В общем, я ничего не буду говорить о сюжетной составляющей, но вот в плане перечисленного - кросивое.

И раз уж упомянул про расположение в нижней трети кадра персонажа, притащу любимый кадр из "Король говорит":
8UzynbaRPos.jpg?size=604x326&quality=96&sign=e0626d5598e583751722aeed45fdbec0&type=album

Тут прям все по учебнику: пространство давит сверху и сбоку, взгляд упирается в край кадра, намеренный дисбаланс самого кадра. И там, знаете ли, Колин Ферт!

#4 2024-04-29 15:54:02

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Анон пишет:

Я писал пост, а Холиварка решила, что вот сейчас самое время выдать этот случайный баг и разлогиниться(((

Она такое часто с длинными постами вытворяет, так что лучше перед отправкой сохранить написанное или в соседней вкладке проверить, не разлогинило ли тебя случаем :comfort:

(Спасибо за безблог!)

#5 2024-04-29 15:57:14

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Анон пишет:

Она такое часто с длинными постами вытворяет, так что лучше перед отправкой сохранить написанное или в соседней вкладке проверить, не разлогинило ли тебя случаем

Да я знаю про эту фишку, но когда пишу на эмоциях "посмотрите, какую фишку я нашел!" то забываю про этот баг  :lol:
(пожалуйста, анон. Надеюсь, я принесу что-нибудь интересное не только мне)

Отредактировано (2024-04-29 15:57:40)

#6 2024-04-30 09:32:09

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Анон тут делает ДЗ и пытается делиться.

В общем, надо было взять какой-нибудь музыкальный клип и проанализировать его с точки зрения монтажа. Как самый умный я поперся на ютуб и ткнул на первый попавшийся  :facepalm:
Это оказался вот этот клип
https://youtu.be/iDjS3zlsKPs?si=jf5ZB2vBTNiF--Wb

Возможно, надо было поискать что-то еще, но у меня тут выходные и еще домашка, поэтому скинул так. Он сказал, что ебать я хитренький, но ДЗ зачел. Ура!

По сути: если оценивать клип с т.з. принципов монтажа по Соколову, то монтажера надо гнать поганой метлой из индустрии. Но это все же клип, а не кино, и тут немного другие принципы действуют. Но я приобщаюсь к кинопроизводству, поэтому оценивал как кино
Клип полон вообще ничем не мотивированных переходов с крупного плана на общий, без соблюдения принципов сохранения цвета и ориентации в пространстве. Периодически монтажер вспоминал про монтаж по фазе движения (в основном в танце), и вот там переходы смотрелись хорошо. Также была пара интересных моментов создания перехода через объект (когда камера уходила за столб, проходила через него, а по другую сторону - уже другая сцена вообще).

Скрытый текст

Отредактировано (2024-04-30 09:32:56)

#7 2024-04-30 13:19:26

Анон

Re: Соколововер [кино, монтаж, попытка в анализ]

Немного про темп.

Монтаж - это искусство придавать фильму или клипу заданный темп и ритм.


Давным-давно Лев Кулешов сформулировал основные принципы монтажа, которые подозрительно хорошо ложатся на принципы Соколова.
 

Скрытый текст

Если в первом кадре человек бежит, а во втором идёт спокойным шагом, то такая склейка будет ощущаться некомфортно, как будто выпал кусок повествования. Точно так же при съёмке подвижной камерой надо так же учитывать ритм и темп движения камеры. Как бы хороши не были кадры, снятые с движения, они не соединятся, если темп и ритм в них будут разными.

В процессе монтажа не только выстраивается последовательность действий и сюжет, но и в принципе определяется темп и ритм произведения. Логично, что многое в этом случае зависит от режиссера, его задумки и видения картины. То есть характер оказывает серьезное влияние на ритмику монтажа. Сила чувств, их глубина, скорость реакции, устойчивость или быстрая смена переживаний - все имеет значение и при съемке, и при монтаже. Важно до начала съемок понять темп и ритм, которые будут определяться решение каждого эпизода, каждого кадра с учетом быстроты перемещения объекта, движения камеры, темпа монтажа.

Прежде всего, ритм – это определенная структура, внутри которой развивается действие. Помимо микро-ритмов, в каждой монтажной фразе или эпизоде существует более общий, глобальный ритм фильма. Многие режиссёры на подготовительном этапе работы над фильмами рисуют своеобразные графики развития действия и эмоций, на которых видно, как насыщенные действием, полные информации сцены в фильме перемежаются более спокойными.

webp

От характера ритма зависит то, какую именно эмоцию будет чувствовать зритель. Монотонные, репетативные ритмы затягивают зрителя и характерны для триллеров и фильмов ужасов.
https://youtu.be/CMbI7DmLCNI?si=Rp1WPMbD3VwTDNJn

И да, я припер "Сияние")))

Пауза похожа на знаки препинания в предложении, но помимо того, что она может разделять разные по настроению эпизоды, пауза даёт зрителю возможность пропустить через себя ту эмоцию, к которой его готовил ритмический рисунок эпизода. Если сказать, что ритм — это энергетика эпизода, то пауза становится местом, где вся эта энергия выстреливает.
https://youtu.be/C-96Nc0RJas?si=I6n81LzovWxEvRi3

Или паузу можно использовать в сценах боя. Я тут припер ролик про сакуга, потому что я немножко фанат аниме
https://youtu.be/fGcO0wWnhVc?si=nX5EudlSyoxRS4Bl

Но вообще для примера можно смело использовать Матрицу. Вот уж где режиссеры устроили ритмические качельки
https://youtu.be/OMPTU36zh-Y?si=JuBOmR27DKw009bf

Или пауза для обозначения шутки (да, буквально "смеяться после слова лопата", только "смеяться во время длинной паузы после панчлайна")
https://youtu.be/SuIgjBlNfTI?si=g4nmA_2zRGA9zoIG

Ритм и пауза являются универсальными инструментами любого произведения искусства. Каждый автор использует их силу для управления вниманием зрителя и его эмоциями. Но некоторые позволяют ритму не просто обслуживать идею, а играть главенствующую роль в повествовании. Фильмы Андерсона достаточно сюрреалистичны по сюжету. Персонажи часто гротескны, а их действия абсурдны. Для того, чтобы удерживать зрительское внимание и собрать всю эту конструкцию в хорошее повествование, Уэс Андерсон полагается на ритм.
Во-первых, он очень любит симметричную композицию и повторяющиеся элементы, которые задают визуальный ритм
webp

Часто в фильмах Уэса повторяется элемент, когда несколько персонажей идут друг за другом по горизонтали через весь кадр. Или речь персонажей имеет свой ритм:
https://youtu.be/ZYQqFPYk44s?si=FhjUXxpFL1UuogxY

Я в своем первом видео совершил ошибку: я взял основы сюжетной композиции (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку) и подогнал под них темп и ритм видео. Получилось отвратительно. Хуже была только первая попытка, когда я как самый хитрый ёж налепил смену кадров под биты.
Позже мне рассказали про "американские горки" и то, что один из самых эффективных приемов - сделать паузу перед кульминацией. Ну и вообще перед нарастанием темпа немножко искусственно замедлять, чтобы контраст был побольше.

В качестве примера выверенного темпа видео я притащу вот это:
https://youtu.be/flyADpC1Ono?si=U02Cu3IQLxdjdwJV

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума