Вы не вошли.
В это время около 80% финнов обоего пола умели читать. В соседней российской Олонецкой губернии (где помещиков не было, а крестьяне были свободны и работали на своей земле) грамотных было 5%.
Это разница в религии, причем тут система земельной собственности. Протестанты заставляли всех читать Библию, а православные - нет. Зато высокая грамотность была у русских старообрядцев по религиозным причинам.
Ну тогда Моммзена исключаем из числа профессиональных историков. Как и всех остальных знаменитых историков - от Геродота до Хобсбаума.
Стандарты меняются, да.
при всех изменениях стандартов, у историков были и будут симпатии/антипатии. И это хорошо видно.
И это хорошо видно.
Когда видно по научной работе — такого историка обзывают пристрастным и ангажированным, чмырят и правильно, что чмырят.
Отредактировано (2025-10-21 20:01:31)
И это хорошо видно.
Когда видно по научной работе — такого историка обзывают пристрастным и ангажированным, чмырят и правильно, что чмырят.
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
Пристрастным и ангажированным называют, когда историк начинает в угоду пристрастиям искажать материал
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
В других гуманитарных науках с живыми людьми почему-то ситуация лучше, чем с историками, каждый второй из которых считает необходимым покосплеить графа Толстого.
А быть беспристрастным историком очень легко: сообщать только проверенные факты + придерживаться нейтрального стиля изложения. Потому что ангажированность не только в искажении материала, но и в экспрессивной подаче, когда одну сторону называют «дикарями», а других — «доблестными воинами», например.
Отредактировано (2025-10-21 20:12:55)
До Колумба никто даже не догадывался, что переть надо на запад в поиске огромных территорий с потенциальным профитом.
Если русский перевод Страбона не врет, то в античности были какие то попытки проплыть кругосветку
"Невероятно, чтобы Атлантический океан был разделен на два моря, отделенных настолько узкими перешейками, что они мешают круговому плаванию; но более вероятно, что это — открытое море, от слияния образующее одно целое. Ибо те, кто предпринял кругосветное плавание и затем возвратился назад, dне достигнув цели, говорят, что они вернулись не потому, что наткнулись на какой-то материк, который помешал их дальнейшему плаванию, так как море оставалось открытым, но вследствие недостатка съестных припасов и пустынности мест. "
Отредактировано (2025-10-21 20:19:32)
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
В других гуманитарных науках с живыми людьми почему-то ситуация лучше
Это в каких науках?
А быть беспристрастным историком очень легко: сообщать только проверенные факты + придерживаться нейтрального стиля изложения.
Проверенные факты по мнению разных историков разные. Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно. А эти характеристики уже не нейтральны.
Отредактировано (2025-10-21 20:23:25)
в античности были какие то попытки проплыть кругосветку
Вот Страбон делает то, что современный историк делать не стал бы: опирается на болтовню моряков, у которых и не было технологических возможностей пересечь открытую Атлантику. Если только не засчитать за попутку кругосветки кружение неподалеку от берега.
Это в каких науках?
Да хоть в антропологии
Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно.
Возможно. Достаточно перечислять сами поступки вместо того, чтобы их оценивать. А то многие историки любят про любимого царька написать «такой добрый, такой милый» вместо конкретных проявлений этой самой милоты…
Это в каких науках?
Да хоть в антропологии
Если речь про измерение черепов штангенциркулем то разумеется. Если это про антроплогов вроде Миклухо-Маклая то у них симпатии и антипатии выражены куда сильнее, чем у историков. Это относится и к современным антропологам иследующим жизнь людей
Если речь про измерение черепов штангенциркулем то разумеется. Если это про антроплогов вроде Миклухо-Маклая то у них симпатии и антипатии выражены куда сильнее, чем у историков. Это относится и к современным антропологам иследующим жизнь людей
Разумеется, я о современных историках/антропологах и о современных научных статьях, где эмоции, симпатии, антипатии — это всё лишнее и против актуальной академической традиции.
Отредактировано (2025-10-21 20:34:13)
Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно.
Возможно. Достаточно перечислять сами поступки вместо того, чтобы их оценивать.
Не получится. Даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Отредактировано (2025-10-21 20:36:33)
Не получится, даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
И это проблема историка (как любого учёного), как засунуть свои пристрастия в жопу и постараться писать как можно объективнее.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
А ты зачем всё переводишь разговор на оценочные биографии публицистического рода, если собеседник говорит про научные статьи?
Не получится, даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
И это проблема историка (как любого учёного), как засунуть свои пристрастия в жопу и постараться писать как можно объективнее.
Здесь спутаны пристрасность (когда историк искажает материал в угоду своим симпатиям/антипатиям), и наличие симпатий и антипатий как таковых.
Если взять для примера "Историю халифата" Большакова (большой классический труд написанный недавно), то там автор иногда специально разбирает действия персонажей с точки зрения морали того времени. Вот это было нормой, а вот это считалось гнусностью
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Целая «История» Фукидида в таком минималистическом фактографическом стиле написана. В составе есть и жизнеописание Перикла.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
А ты зачем всё переводишь разговор на оценочные биографии публицистического рода, если собеседник говорит про научные статьи?
Биографии есть сугубо научные. И все с симпатиями и антипатиями. В статьях (если это не по узким вопросам) симпатии и антипатии тоже имеются
Если взять для примера "Историю халифата" Большакова (большой классический труд написанный недавно), то там автор иногда специально разбирает действия персонажей с точки зрения морали того времени. Вот это было нормой, а вот это считалось гнусностью
Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Целая «История» Фукидида в таком минималистическом фактографическом стиле написана.
Очень смешно. Фукидид пристрастен от пяток до макушки, и оценки раздает направо и налево
Отредактировано (2025-10-21 20:53:13)
Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Как не имеет, если Большаков открытым текстом оценивает персонажей? Там оценки вида "даже по нормам того времени это был отвратительный поступок".
Отредактировано (2025-10-21 20:56:02)
Анон пишет:Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Как не имеет, если Большаков оценивает персонажей? Тамоценки вида "даже по нормам того аремени это был отвратительный поступок"
Это не его личные оценки, это комментарий к этическим нормам того времени
Это не его личные оценки, это комментарий к этическим нормам того времени
Там есть "даже" и от него не избавится. Вернее слово можно убрать, но личные симпатии неустранимы в принципе.
Это аксиома. Словами Эрика Хобсбаума
"Историк не может быть объективным относительно того периода, который является предметом его исследования. "
(The historian cannot be objective about the period which is his subject. In this he differs (to his intellectual advantage) from its most typical ideologists, who believed that the progress of technology, ‘positive science’ and society made it possible to view their present with the unanswerable impartiality of the natural scientist, whose methods they believed themselves (mistakenly) to understand.)
Отредактировано (2025-10-22 09:00:54)
Это не его личные оценки, это комментарий к этическим нормам того времени
Беспристрастный комментарий выглядел бы: "Современники признали его поступок отвратительным, пруфпруфпруф".
В теме Союза спасения была дискуссия про декабристов, в этом году 200 лет как. Вот послали сюда обсуждать...