Вы не вошли.
Дабы не сливаться с тредом фанфиков. У кого какие любимые книги? Кто что сейчас читает? Может кто-то хочет посоветовать книгу или найти что-то конкретное? С этим - сюда. Делимся впечатлениями о прочитанном, спрашиваем советов "что почитать", раздаем рекомендации.
Помимо основного треда на форуме существует множество узкоспециализированных.
Также связано с книгами и писателями:
Подфорум чтений на любой вкус
Анонимные пейсатели (анонимная помощь с сочинением нетленки)
Книжный челлендж Холиварки
Инструкция как настроить бот Флибусты
Если бы Булгаков хотел дать нам понять, что скандал определил, как можно и как нельзя, Берлиоз так и сказал бы
Арагорновы штаны, прости.
Читателю это отеческое наставление именно что открывается с другой стороны в контексте романа, это открытие — часть фабулы; что Иван — это параллель линии Мастера, я надеюсь, ты не будешь спорить?
Бездомный - это с одной стороны параллель Мастера, с другой стороны параллель Левия Матвея, вот так я не спорю. Но он не в вакууме живёт, как он пропустил этот скандал, если скандал был судьбоносный и определяющий?
Отеческое наставление - часть фабулы, снова не спорю, я то же и говорил.
Советский литпроцесс не меняется (не сужается) в кадре, он дан как нечто устоявшееся. Все знают, что можно и что нельзя. Бездомный сделал как нельзя, но он свой, его нежно почешут за ушком и научат правильному. А Мастер - ноунейм, чужой, который вообще не понимает никаких раскладов, и ему никто даже не будет объяснять, за что его так.
Мастер слишком внесистемен, чтобы повлиять на советский литпроцесс даже косвенно, уточнив собой рамки цензуры. Мастер возникает из ниоткуда и исчезает бесследно, его роман - для вечности, он не оставляет следа в реальности (исчезает и не оставляет следа даже дважды, сначала репетиционно, а потом окончательно).
Но он не в вакууме живёт, как он пропустил этот скандал, если скандал был судьбоносный и определяющий?
Момент, скандал был судьбоносный для Мастера, а для остальных — очевидно сведение счетов друг с другом (это очевидно из того, что отрывок опубликовал не тот, кому Мастер отнёс роман) и стандартная часть литпроцесса. Если даже Иван скандал «припоминает», то Берлиоз-то точно о нём знал. Только Берлиоз из него вынес ценное звание, а Иван-дурачок нет.
Но если уж Мастер вызвал к жизни целый термин в литпроцессе, то всё-таки он был для него важен. Но я бы сказал, не в плане цензуры, а в плане идеологии (то, чем интересуется Воланд в начале)
вызвал к жизни целый термин в литпроцессе
Это не термин, это так, окказионализм.
Но вот что Иван сказал "А, помню, помню, но я забыл, как ваша фамилия" - это я и сам забыл, спасибо, что напомнил.
Ну и по дороге, опять же Воланд смещается от новозаветного образа дьявола к ветхозаветно-иудейскому, где это такой "трикстер на службе у Бога", а не злокозненный противник.
Воланд не на службе у бога, он сам такой же бог. Иешуа не может приказывать Воланду, только просить (и это показано в романе). Воланд бог тьмы, Иешуа света, они равны
Отредактировано (Вчера 23:31:35)
Воланд бог тьмы, Иешуа света, они равны
О, только про манихейство Толкина вспоминали, но теперь «манихейство есть у нас дома»
Воланд бог тьмы, Иешуа света, они равны
Для меня разговор на крыше - одно из самых непонятных и нелогичных мест романа, я бы не отказался, если бы мне кто-нибудь разъяснил эту сову. Почему Левий Матвей выглядит как "только что с Голгофы" спустя две тысячи лет? Он объективно так выглядит, в глазах Булгакова, или мы смотрим на него сквозь чью-то призму? Почему Левий Матвей ведёт себя с Воландом в точности как с Пилатом, он ничему не научился за две тысячи лет у Иешуа? Почему Воланд начинает распоряжаться только после "просьбы" от стороны света? Свет и тьма должны согласовывать свои действия и без консенсуса ничего не могут сделать? И ещё пятьдесят других почему. Вы как это истолковываете, анончики?
Воланд бог тьмы, Иешуа света, они равны
Некоторые люди тоже не делают то, что бог приказал. Это не значит, что они тоже боги, это значит, что у них свобода воли. У дьявола тоже определённая свобода воли, иначе он не оказался бы в аду. Но богом его это не делает.
Отредактировано (Сегодня 02:53:29)
О, только про манихейство Толкина вспоминали, но теперь «манихейство есть у нас дома»
Спасибо, анончик, я все никак не мог вспомнить, как называется эта ересь.
Некоторые люди тоже не делают то, что бог приказал. Это не значит, что они тоже боги, это значит, что у них свобода воли.
Но Левий Матвей действительно не передаёт приказ, а говорит "он просит". А когда добавляет про Маргариту, то даже "моляще".
О, только про манихейство Толкина вспоминали, но теперь «манихейство есть у нас дома»
В сегодня лет я поняла, почему оба четыре (больше конечно, если учесть приверженность посттолкиновского фэнтези к тому же делению) персонажа производили на меня такие однохуйственные впечатления.
В смысле - мне нравится твоя гипотеза, что Берлиоз поучает Бездомного, опираясь на скандал с пилатщиной.
Да, и это очень смешно, потому что Иешуа и есть "совершенно как живой, но не привлекающий к себе персонаж":)))
Для меня разговор на крыше - одно из самых непонятных и нелогичных мест романа, я бы не отказался, если бы мне кто-нибудь разъяснил эту сову. Почему Левий Матвей выглядит как "только что с Голгофы" спустя две тысячи лет? Он объективно так выглядит, в глазах Булгакова, или мы смотрим на него сквозь чью-то призму? Почему Левий Матвей ведёт себя с Воландом в точности как с Пилатом, он ничему не научился за две тысячи лет у Иешуа? Почему Воланд начинает распоряжаться только после "просьбы" от стороны света? Свет и тьма должны согласовывать свои действия и без консенсуса ничего не могут сделать? И ещё пятьдесят других почему. Вы как это истолковываете, анончики?
Вот для меня это и есть самый главный показатель того, что Левий Матвей - книжный персонаж. Он как те полупрозрачные изобретатели у Стругацких - как их один раз написали "в жилетке на голое тело", так он до сих пор и ходит, потому что в образ возможность эволюции не заложена. И потом в финале это подчеркивается, опять же разговором Пилата с Иешуа - "Этого же ничего не было?" - "Не было, не было". Левий Матвей не может поменяться, потому что в романе Мастера такой опции для его развития не было заложено. И Пилат тоже подвисает на две тысячи лет в одном и том же мгновении, потому что все, что он может или не может сделать, определяется волей Мастера как автора. А если автор не пишет персонажей книги, то с ними ничего и не происходит.
А Воланд принадлежит "другому слою реальности", более настоящему (автор у него другой:)), и его попытки Левия Матвея вмешиваться в ситуацию раздражают:)
Но вообще мне кажется, что Булгаков скорее не манихей, а гностик - у него акцент же не дуализме свет-тьма, а на вложенности миров друг в друга, и на необходимость покинуть бренный мир Москвы с Массолитом и прочей фигней и вознестись в какое-нибудь место получше:) Реальность Москвы "более настоящая", чем реальность романа Мастера, а мир "Покоя", куда в итоге попадают Мастер и Маргарита как бы более реален, чем "мир Москвы". Мастер по отношению к Пилату и прочим персонажам выступает как гностический демиург - создает мир, отягощенный своими тараканами, и ему нужно отказаться от этой роли и отпустить персонажей на свободу.
При этом сам Мастер находится в том же самом положении ("и кто-то тоже отпускал его на свободу"), и мы знаем, кто его автор - это Булгаков:) И так эта лесенка выстраивается, что дальше можно перевести фокус и на Булгакова и подумать, а как там у него... В общем, очень красиво сделана фрактальность в сюжете.
Вдогонку к реплике выше - нет, конечно, Воланд в МиМ ни в каком месте не новозаветный. В черновиках был вариант, что Воланд предлагает Мастеру сжечь Москву, а тот из милосердия отказывается - и тогда приходит гроза и тушит пожары.
Отредактировано (Сегодня 03:28:54)
Анон пишет:Воланд бог тьмы, Иешуа света, они равны
О, только про манихейство Толкина вспоминали, но теперь «манихейство есть у нас дома»
Да Элберет с вами, Толкиен католик классический. У него не двуполярный, а монополярный мир, ровно с одним источником всего-всего. Чем к нему ближе - тем ситуация благодатней, чем дальше - тем, соответственно, хуже, экология печальней, орки и прочая "Тьма Внешняя".
Судя по всему, запрос потерялся среди обсуждений, так что повторю.
Можете посоветовать книги, где действие разворачивается во время апокалипсиса? Что-то в духе Всесожжения, но не обязательно, просто чтобы апокалипсис шел прям сейчас. Без янг эдалта, лучше зарубежное, если без романтики, вообще круто, но не принципиально.
Судя по всему, запрос потерялся среди обсуждений, так что повторю.
Можете посоветовать книги, где действие разворачивается во время апокалипсиса? Что-то в духе Всесожжения, но не обязательно, просто чтобы апокалипсис шел прям сейчас. Без янг эдалта, лучше зарубежное, если без романтики, вообще круто, но не принципиально.
Из ужасного старья, но милое: "Путешествие Иеро"
Да Элберет с вами, Толкиен католик классический.
Я как дитя постмодернизма поддерживаю любые интерпретации, просто некоторые очень ржачные и совы очень эластичные выходят. С другой стороны, нынче у нас явно всё к новым средним векам идёт, а тогда упарывались сильнее, вот Роман Львович не даст соврать:
"Путешествие Иеро"
Да бог с тобой, там постаопок. Хотя милое, да:). Чел ездил на лосе до того, как это стало модно.
во время апокалипсиса
"Противостояние" Кинга? Хотя там тоже скорее про "ну вот пиздец случился, и как мы живем дальше".
"День триффидов", там как раз процесс пиздеца описан. Но романтик точно есть.
Э... если запрос был про христианский апокалипсис, то все мимо, конечно.
Отредактировано (Сегодня 08:19:38)
Э... если запрос был про христианский апокалипсис, то все мимо, конечно.
Не, мне любой апокалипсис подойдет, чем веселее, тем лучше
Спасибо за советы, рекайте еще, если что вспомнится)
просто чтобы апокалипсис шел прям сейчас.
Тоже не новье: "Век чудес" Уокер. Сам процесс аппока (замедление вращения Земли и увеличение времени суток) растянут на очень долгое время.
О, старое японское "Гибель дракона" Сакё Комацу же! Там апокалипсис локальный, японский, но весьма впечатляющий. Типа научная фантастика, но сейчас уже "научная" вряд ли.
анончики, на волне ваших обсуждений даже МиМ захотелось перечитать
не останавливайтесь))
Судя по всему, запрос потерялся среди обсуждений, так что повторю.
Можете посоветовать книги, где действие разворачивается во время апокалипсиса?
Анон, косвенно, но всё же попробуй аннотацию "Книги белой смерти". Там очень медленно и постепенно начинается твориться всякая непонятная хрень и долго кажется, что многих не затронет, но всё же "затрагивает" в итоге.
Тоже не новье: "Век чудес" Уокер. Сам процесс аппока (замедление вращения Земли и увеличение времени суток) растянут на очень долгое время.
О, старое японское "Гибель дракона" Сакё Комацу же!
попробуй аннотацию "Книги белой смерти".
Спасибо за советы, аноны!
Отредактировано (Сегодня 08:46:34)
Можете посоветовать книги, где действие разворачивается во время апокалипсиса?
Зомби-книги?
Война миров Z, Круз...
Были три сборника, накануне апокалипсиса, во время и после, забыл название, лет им 10, наверное. Иностранные авторы, Мира Грант та же, которая Корм, но бейте забыл названия.